Становление и развитие института гражданства в россии
Гражданство Российской Федерации (стр. 1 из 3)
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет управления, экономики и права (очное отделение)
Кафедра конституционного и муниципального права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному праву Российской Федерации
на тему:
Гражданство Российской Федерации
Выполнила: студентка 2 курса
Надежда Сергеевна
Нижний Новгород
2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Становление и развитие института гражданства Российской Федерации
Глава 2. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации
Глава 3. Реализация принципов гражданства Российской Федерации в Федеральном Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).
В данной курсовой работе я преследовала цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все принципы гражданства РФ и их реализацию, особенности и тонкости данного правового института. Для достижения данной цели мною были поставлены задачи:
· Проанализировать становление и развитие института гражданства РФ;
· Дать понятие и определить принципы гражданства РФ;
· Определить, как происходит реализация принципов гражданства РФ в Законе 2002 г. о гражданстве
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Понимание гражданства и его принципов получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002г.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года; Законы СССР «О гражданстве СССР» и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года «О порядке введения в действие Закона СССР» «О гражданстве СССР» и другие нормативные акты.Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства. Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
В ходе написания данной курсовой работы мною предполагалось использование целого ряда литературы, касающейся института гражданства Российской Федерации. В ходе работы я в большей степени опиралась на Конституцию Российской Федерации, Федеральный Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31 мая 2002 года
№ 62-ФЗ и другую специализированную литературу. Это работы Авакьяна С.А. «Гражданство в Российской Федерации», «Конституционное право России»; Козловой Е.И., Кутафина О.Е. «Конституционное право России» и лекции по конституционному праву Пафнутьева А.И.
Глава 1. становление и развитие института гражданства российской федерации
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте.
В законодательстве РФ, а раннее – Союза ССР традиционно используется понятие «гражданство» для обозначения правовых связей лица и государства и исключено понятие «подданство». Это естественно, поскольку в 1917 г.
Россия стала Республикой, а понятие «подданство» связано с монархией – там, где есть царь, император, король и т. д., есть и его подданные.
Разумеется, речь идет не только о формально-правовом различии. Понятие «гражданство» и «подданство» могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане – это как бы свободные люди в свободном государстве, сами решающие свои дела и управляющие собою.Подданный – существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека – монарху, причем необычного человека, а «божества» или «полубожества», стоящего над всеми.
Борьба за свободу в истории была зачастую и борьбой против королей, императоров, царей, за республиканское правление, считавшееся по-настоящему демократическим.
Став на путь строительства самого передового, как тогда считалось, общества, РСФСР и СССР при определении законодательных основ нового строя четко обозначали соответствующее «наполнение» категорий гражданства и подданства. Так, декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 г.
«Об уничтожении сословий и гражданских чинов» все существовавшие в императорской России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упразднялись; уничтожались всякие звания и наименования гражданских чинов, и устанавливалось «одно общее для всего населения РФ наименование – гражданин Российской Республики».
Выступая с докладом на сессии ЦИК СССР в связи с принятием первого Положения о союзном гражданстве (от 29 октября 1924 г.), нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин подчёркивал: Декларация прав человека и гражданина в 1791 году заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е.
участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемом в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявления трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в Советском государстве[1].
Безусловно, идеология отнюдь не всегда подтверждается реальной практикой. Достаточно очевидно, что «гражданин» Советского Союза не мог до самого последнего времени обрести такую же степень свободы, как «подданный» в ряде монархий.
Но и самих странах-монархиях ситуация меняется. Одни сохраняют традицию и, не смотря на большой объем прав, реальной свободы и демократии коренное население продолжают называть подданными (например, законодательство Швеции).
Однако другие страны, формально оставаясь монархиями, тем не менее, предпочли категорию «гражданство» (например, Великобритания, Испания и др.).
Этим подчеркивается не только степень демократии и широта участия граждан в политической жизни, но и свободное признание ими монархии как приемлемой для себя (устраивающей их) формы государственного правления.
По сравнению с последним союзным Законом 1990 г. первый Закон о гражданстве РСФСР 1991 г. ознаменовал значительное расширение демократических начал законоположений о гражданстве.Это нашло выражение в следующих нормативных установлениях, отраженных в Законе:
1) полное отрицание возможности лишения гражданства и запрета любому гражданину Российской Федерации изменить своё гражданство;
2) определение в качестве задачи Закона обеспечить осуществление норм и принципов международного права, относящихся к гражданству и правам человека;
3) допущение возможности по ходатайству гражданина иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Недопустимость ущемления в правах таких лиц;
4) введение нормы о том, что Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства;
5) подробная регламентация упрощенного порядка решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации (в порядке регистрации) и об основаниях, препятствующих приобретению гражданства Российской Федерации и выходу из него[2]…
С 1 июня 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, принятый 31 мая 2002 г.
Необходимость разработки нового Закона была обусловлена принятием Конституции РФ 1993 года и теми сложностями, которые возникли после распада Союза ССР и были связаны с определением гражданства Российской Федерации лиц, переселяющихся в Россию из других союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.
Глава 2. понятие и принципы гражданства российской федерации
Понятие гражданства нормативно определено в ст. 3 Федерального закона, посвященной основным понятиям: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».
В этой дефиниции выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующей отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.
История гражданства – тест, РФ, по истории, история развития, экзамен
Институт гражданства в РФ имеет свою уникальную историю. В зависимости от конкретной исторической обстановки менялся взгляд на понятие гражданства, его сущность и условия приобретения.
В настоящий момент получить статус гражданина РФ стремятся, как правило, выходцы из стран постсоветского пространства.
Для успешного прохождения этой процедуры необходимо иметь представление об истории гражданства в России.
Понятие гражданства в его современном понимании было введено с принятием соответствующего закона в 1991 году и Основного закона РФ в 1993 году.
Гражданство с того времени начинает выступать и как способ защиты правового положения личности, и как средство защиты интересов самого государства. Если два этих аспекта находятся в равновесии, то в обществе появляется идеальное соотношение и интересов личности, и интересов государства.
С привнесением демократических элементов в процесс составления нового нормативного акта о гражданстве появилось множество правовых норм, отличающих современное законодательство от всех предыдущих:
- Отказ от процедуры насильственного лишения гражданства.
- Опора на нормы и принципы международного права при регулировании вопросов гражданства.
- Возможность гражданина иметь одновременно гражданство иностранного государства, с которым у РФ заключен договор.
- Апатриды (лица без гражданства) имеют полное право претендовать на получение российского паспорта.
- Существование упрощенного порядка получения гражданства для отдельных категорий.
Гражданство представляет собой один из наиболее важных правовых институтов в развитом демократическом обществе. Конституция РФ содержит ряд статей, где регулируются вопросы предоставления, изменения и лишения гражданства. Оно характеризует Россию как суверенное и независимое государство.
Классическое определение гражданства России связано с установлением устойчивой правовой связи лица с РФ, которая содержит взаимные права и обязанности.
Гражданство – это, прежде всего, правовая категория, а не фактическая. Лицо может проживать на территории другого государства, но при этом оставаться обладателем российского паспорта. Также и иностранцы, проживающие в Российской Федерации, не становятся ее гражданами только на основании этого факта.
Совокупность прав и обязанностей лица находятся в зависимости от того, обладает ли он статусом гражданина или нет. Гражданство выступает в роли некоего гаранта в части признания правосубъектности лица, а также в области защиты в соответствии с законодательством конкретного государства.
На данный момент отсутствует единая точка зрения на начальный этап становления российского гражданства. Одни специалисты считают, что эволюция гражданства как политико-правового института началась именно с приходом к власти большевиков, а другие выделяют и дореволюционный период как отправную точку развития.
В России гражданство как юридическая категория появилось сравнительно недавно.
До начала революционных событий в 20 веке существовало только понятие подданства.
Закон закреплял несколько разновидностей подданства:
- природное (включало в себя дворянское сословие, духовенство, городских и сельских обывателей);
- подданство инородцев (включало представителей еврейского и восточных народов);
- финляндские обыватели.
Принадлежность к тому или иному разряду подданства определяла круг прав и обязанностей, которым обладал человек.
Декреты советской власти ликвидировали прежнюю систему подданства и ввели понятие гражданства. Теперь иностранцам стало намного проще приобрести статус гражданина, особенно при условии их происхождения из рабочего класса или крестьянства.
Далее последовало появления единого союзного гражданства. В последующие годы на конституционном уровне был закреплен принцип, в соответствии с которым обладание гражданством СССР гарантирует защиту и покровительство на территории иностранных государств.
Подданство
Вплоть до начала 18 столетия в российском законодательстве отсутствовали нормы, регламентирующие понятие подданства. В сознании русского человека оно ассоциировалось с православной верой, то есть приверженцы христианства автоматически считались подданными Российской империи.
Не имело значения место рождения ребенка при определении его правовой связи с государством. Даже если иноверец появился на свет на территории империи, то он мог стать российским подданным только при крещении.
Натурализация в Российском государстве осуществлялась также путем принесения присяги, означавшей «вечное подданство» императору. Благодаря этой процедуре иностранцы могли владеть поместьями и заключать смешанные браки.
Присяга носила добровольный характер и подразумевала отказ от выезда за рубеж и вступления в иностранную армию.
В 19 веке получение иностранцами подданства Российской империи означало, прежде всего, приобретение торговых прав, которые были доступны купеческим гильдиям. Однако до реформ 60-х годов подданство, приобретенное в результате натурализации, и подданство по факту рождения коренным образом отличались друг от друга.Иностранец, присягнувший на подданство, рассматривался государством как иноземец с привилегиями.
Реальное уравнение прав натурализовавшихся иностранцев и подданных по рождению было осуществлено с принятием соответствующего закона в 1864 году.
Понятие гражданства в советский и постсоветский периоды
Вслед за преобразованием государственного строя в 1917 году был изменен и институт подданства. Он подлежал отмене, и вместо него появилось понятие «гражданство». Подданство означало принадлежность монарху, а гражданство считалось проявлением участия личности в деятельности государства.
Декреты советской власти упраздняли всю социальную структуру дореволюционного общества. Вместо титулов, чинов и сословий вводилась новая категория – гражданин Российской Республики.
С 1918 года Советы наделены правом предоставления иностранцам, живущим на территории РСФСР, гражданство России. Списки новоиспеченных граждан публиковались для ознакомления.
Гражданин одной из республик, входящих в состав СССР, автоматически признавался гражданином советского государства.
В 1938 году был разработан закон «О гражданстве СССР», в котором впервые был употреблен термин «советское гражданство». Следующая редакция этого закона, принятая в 1978 году, содержала норму о равенстве всех форм приобретения гражданства СССР.
После распада страны Советов власти суверенного российского государства разработали закон о гражданстве, который привнес значительные изменения в понимание сущности гражданства. Гражданство стал регулироваться с помощью демократических принципов, что являлось определенным новшеством.
Согласно этому закону все граждане РСФСР при наличии согласия обретали устойчивую правовую связь с РФ.
Конституция 1993 года включила в себя многие установки из принятого закона, а также впервые закрепила понятие двойного гражданства.
С принятием в 2002 году нового, более совершенного закона о гражданстве, стали четко определены процедура приобретения статуса гражданина РФ, порядок выхода и полномочия государственных органов, в компетенции которых находятся вопросы гражданства.
Исторические типы
На основе анализа истории России можно выделить несколько исторических типов гражданства, присущих каждому конкретному периоду ее развития:
Название | Временной период | |
Российское подданство | дореволюционный период | до 18 века понятие «подданство» как юридическая категория отсутствовало;крещение приравнивалось к натурализации;«вечное подданство» для иностранцев посредством принесения присяги. |
Советское гражданство | 1917-1991 года | советское гражданство выступает в качестве: · правовой связи лица с социалистическим государством;· принадлежности лица к социалистическому государству;· политической связи личности и социалистического общества;· правоотношения лица с социалистическим государством. |
Гражданство РФ в постсоветский период | 1991-2002 года | гражданство Российской Федерации характеризуется открытостью и добровольностью;закреплены права на изменение и отказ от гражданства, а также запрет на его лишение. |
Тест на получение гражданства РФ по истории
Лица, желающие получить статус гражданина РФ, должны не только знать русский язык, но и иметь общее представление об основных вехах истории России.
https://www.youtube.com/watch?v=mmySBlOJU3k
Знание ключевых дат, событий и личностей, оказавших влияние на развитие российской государственности, помогает лучше ориентироваться в культуре традициях и законах современной России.
Пройти пробное тестирование можно, перейдя по этой rustester.ru.
Взгляд на понятие гражданства с исторической точки зрения позволяет глубже понять особенности и своеобразие этого правового института. Проведя анализ исторических фактов, можно утверждать, что эта политико-правовая категория формировалась под влиянием различных исторических событий, что и определило ее своеобразие.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Становление гражданства в РФ
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Трудность понимания такого явления, как гражданство, заключается в том, что оно, такое простое на первый взгляд, на самом деле является сложным и многогранным. Более того, в этом заключается его природа.
Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить.
Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же время оно представляет собой и определенное состояние общества.
Институт гражданства в равной мере важен как для государства, так и для отдельной личности, поскольку связь гражданства объединяет индивида и государство, по общему правилу, через предварительную интеграцию индивида в общество.В то же время гражданство соединяет народ и государство посредством оформления правового состояния проживающего на территории государства населения.
Тем самым гражданство делает возможным существование государства и обеспечивает его суверенитет.
Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту.
Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей.
Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.1
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования института гражданства Российской Федерации, а также разрешения как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических, экономических, социальных задач.
Институт гражданства, как и любой другой социальный и правовой институт, — не идеальная правовая модель. Он может и должен быть инструментом решения важных государственных задач, достижения общественных целей в интересах ныне живущих в нашей стране людей.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы системно представить конституционно-правовые и организационные основы института гражданства в Российской Федерации.Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
исследовать понятие, сущность и содержание института гражданства Российской Федерации, принципов его конституционно-правового регулирования;
определить место института гражданства в системе законодательства России на всех этапах развития государства;
проанализировать проблемы приобретения и утраты гражданства, основания и правовые последствия подобных юридических фактов.
Объектом исследования являются совокупность правоотношений в сфере конституционно-правового регулирования института гражданства Российской Федерации.
Предметом исследования выступает нормы права, составляющие институт гражданства Российской Федерации.
Методологической основой настоящего исследования выступил системный, комплексный подход к анализу государственно-правовых явлений Российской Федерации, вопросов становления института гражданства Российской Федерации. Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются универсальные общенаучные методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, моделирования и другие методы.
Наряду с этими методами, применялись частноправовые методы: формально-юридический, социологический (функциональный), методы системного исследования и сравнительного анализа (компаративистики).
В настоящем исследовании освещаются вопросы, лежащие на стыке теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, политологии, философии, социологии.В связи с этим, теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам правового регулирования института гражданства.
Глава 1. Становление института гражданства в России
Давая характеристику законодательства о гражданстве бывшей Российской империи, следует отметить, что само понятие гражданства в нем отсутствовало.
Официальное признание термин «подданство» получил не ранее второй половины ХVII в. По «Соборному Уложению» царя Алексея Михайловича 1649 г.
подданство еще неизвестно, вместе с тем, в нем содержала специальная глава «О посадских людях», посвященная регламентации жизни городских жителей.
Горожане получали монопольное право торговли в городах, что говорило об их привилегированном положении по сравнению с крестьянами. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать лишь с возов и в торговых рядах.
Все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди — к городам. Тем самым устанавливались четкие границы между городом и деревней и проживающим там населением, что давало возможность монарху юридически закрепить за собой право распоряжаться судьбой своих подданных.2
Для законодательства о подданстве Российской империи характерно сохранение сословных, феодальных начал, отсутствие юридического признания равенства подданных.
Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
1. Природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:
а) дворяне (потомственные и личные);
б) духовные лица (делились по вероисповеданиям);
в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцьт, мещане и цеховые);
г) сельские обыватели.
2. Инородцы (евреи и восточные народы).
3. Финляндские обыватели.3
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательно делились на лиц податного и неподатного состояния.Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.
С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Для принятия иностранца в русское подданство требовалось его предварительное поселение на территории империи.
Закон «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» предусматривал также, что иностранец, желающий поселиться на территории Российской империи, должен заявить об этом губернатору той губернии, в которой он намерен был поселиться, с объяснением, чем он занимается в своем отечестве и какого рода занятие предполагает избрать в России. Получивший такое заявление губернатор выдавал свидетельство со дня подписания которого заявитель признавался «водворенным в России». Однако до принятия его в русское подданство он считался иностранцем и подлежал действию законов об иностранцах.
После пятилетнего проживания в России иностранец мог просить о принятии его в русское подданство. Для иностранцев, оказавших особые заслуги России или известных своими достижениями в науке, а также разместивших свои капиталь в общеполезных русских предприятиях, срок предварительного проживания мог быть сокращен с разрешения министра внутренних дел.
Принятие в подданство осуществлялось путем принесения присяги в установленной форме.
Присяга приносилась иностранцем на отечественном или на другом известном ему языке в присутствии губернского правления перед духовным лицом того вероисповедания, к которому принадлежал приводимый к присяге.
Об исполнении обряда присяги составлялся протокол, который, как и присяжный лист, подписывался самим присягнувшим лицом и всеми присутствовавшими при этом. Затем оба документа направлялись губернатору, который выдавал присягнувшему свидетельство о принятии его в русское подданство.Не допускались к принятию в подданство замужние женщины отдельно от мужей, евреи, дервиши. Министр внутренних дел мог отказывать в принятии в подданство даже в том случае, если иностранец удовлетворял всем требованиям закона.
1.2. Законодательство о гражданстве в советский период
Первым официальным документом, в котором подданные бывшей Российской империи именовались гражданами, было Обращение Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов «К гражданам России», обнародованное 7 ноября 1917 г. 4
Первым правовым актом, непосредственно регулирующим вопросы гражданства Российской республики, стал декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства». В ходе обсуждения проекта данного декрета на заседании ВЦИК 1 апреля 1919 г.
предлагалось даже закрепить в декрете такой революционный принцип, согласно которому «всякий признававший Российскую Социалистическую Республику, тем самым становится российским гражданином». Однако, поскольку без документального оформления гражданства одного признания было недостаточно, это предложение не нашло поддержки. В ст.
2 декрета говорится об обязательном письменном заявлении иностранца, желающего приобрести гражданство Российской республики.
Помимо декрета ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства», вопросы гражданства регулировали также принятые декреты:
• декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство»
• декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей».5
Регламентируя порядок приема в советское гражданство, декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. и декрет СИК РСФСР от 22 августа 1921 г. устанавливали общее правило, согласно которому всякий иностранец, проживающий на территории РСФСР, принимался в советское гражданство местными Советами по месту своего жительства.
Право местных Советов осуществлять прием в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, принадлежащих к рабочему классу и к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, основывалось на ст.
20 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.Однако уже декрет СНК от 22 августа 1921 г. изменил этот порядок.Согласно ему, принятие в советское гражданство иностранцев, не принадлежащих к трудящимся классам, стало производиться исключительно исполкомами губернских Советов.
Декретами ЦИК от 28 октября 1921 г. и ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921 г.
были лишены советского гражданства: бывшие подданные Российской империи, которые, проживал за границей, либо вовсе не получали от советских представителей заграничных паспортов и иных документов, подтверждающих их советское гражданство, либо покинули пределы России после 7 ноября 1917 г.; лица, добровольно служившие в белых армиях либо участвовавшие в той или иной форме в контрреволюционных выступлениях.
С образованием СССР было установлено единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик, что нашло законодательное закрепление в ст. 7 Конституции СССР 1924 г.
На основе конституции и в развитие ее положений были приняты три союзных акта:
1. Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.
2. Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г.
3. Положение о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931 г.6
Положение от 29 октября 1924 г. качественно изменило развитие законодательства о советском гражданстве.
К ведению ЦИК союзных республик и ЦИК СССР были отнесены вопросы о приеме в советское гражданство и восстановлении в нем, об утрате советского гражданства, об изменении гражданства вследствие брака и др. Порядок приема в гражданство зависел от категорий иностранцев.Положение от 13 июля 1930 г.
устранило пробелы прежнего законодательства, в частности, определило порядок лишения советского гражданства. Положение 1931 г.
устанавливало упрощённый порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих в СССР для трудовых занятий, пользующихся правом убежища, а также в случае перемены гражданства в связи с вступлением в брак. В вопросах регламентации гражданства по Положению 1931 г. компетенция союзных республик была расширена.Развитие института гражданства в Российском законодательстве
Появление и использование термина «гражданство» в советской России и во всем мире связана с изменением парадигмы взглядов во взаимоотношении отдельно взятой личности и государства, в котором эта личность проживает.
Если подданство рассматривалось как принадлежность и верность монарху, то гражданством, напротив, считалось элементом не принадлежности человека другому субъекту (государству или монарху), а его участие в деятельности этого субъекта, участие в коллективном волеизъявлении народа и страны.
С приходом большевиком к власти в первых же декретах начинает использоваться термин «гражданин». Утверждается специальный декрет, который уравнивает в правах всех граждан страны независимо от сословной принадлежности. Устанавливается одно наименование для всех жителей страны — гражданин.
Становление и развитие института гражданства в России
Трудность понимания такого явления, как гражданство, заключается в том, что оно, такое простое на первый взгляд, на самом деле является сложным и многогранным. Более того, в этом заключается его природа.
Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить.
Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же время оно представляет собой и определенное состояние общества.
Методологической основой настоящего исследования выступил системный, комплексный подход к анализу государственно-правовых явлений Российской Федерации, вопросов становления института гражданства Российской Федерации. Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются универсальные общенаучные методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, моделирования и другие методы.
Очевидная опасность заложена в теории «функционального гражданства», обосновывающей подобные решения. Авторы теории утверждают, что кроме обычного гражданства существует гражданство, устанавливаемое для конкретных потребностей.
Для урегулирования отношений в области международного частного права и в сфере межгосударственных отношений вред этой теории несомненен.
Вместе с тем устанавливаемая государством правовая связь с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на его территории, прекращается, как только они покидают его пределы.
Что касается социальной связи между гражданами, государством и обществом, то она сохраняется на территории других государств, будучи универсальной и глобальной.
Наличие различных подходов к определению понятия гражданства объясняется периодически происходящими в его содержании изменениями, связанными с конкретно-историческими условиями развития общества и государства.В частности, советские ученые- юристы подчеркивали классовый характер и обусловленность гражданства существующими в обществе экономическими отношениями; исследовали теоретические основы гражданства, указывая на то, что сущность и содержание гражданства зависят от типа государства, определяемого формационной и цивилизационной парадигмой.
Изучение и анализ становления, формирования и развития института гражданства в России, характер его современного конституционно-правового регулирования, вопросы приобретения и прекращения гражданства представляют теоретический и практический интерес, что свидетельствует об актуальности проблем, обусловившей выбор темы диссертационного исследования. Необходимость в комплексном исследовании российского законодательства в области гражданства вызвано его существенными изменениями, учитывающими как внутренние политико-правовые, экономические, так и международные реалии. Принятый в 2002 г . Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» свидетельствует о стремлении к укреплению российской государственности и сбалансированном сочетании интересов государства с правами и свободами человека.
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и материалы настоящего исследования, а также сделанные выводы и рекомендации прошли апробацию в научной и преподавательской сферах.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях сектора теории конституционного права Института государства и права РАН (Москва, ул. Знаменка, д.
10), докладывались на научно-практических конференциях и «круглых столах», посвященных проблемам института гражданства в России, применялись диссертантом в учебном процессе при преподавании курса «Конституционное (государственное) право России», а также отражены в 8 опубликованных трудах диссертанта.
Рекомендуем прочесть: Можно ли получить в россии двойное гражданство
Становление и развитие института гражданства РФ
В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики.
В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство Российской Федерации все лица, отвечающие условиям, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона. Число заявлений о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации со стороны лиц, считавших себя гражданами других республик, было относительно небольшим.
Становление и развитие института гражданства: Конституц
При определении содержания названных законов и их практическом применении молодые государства столкнулись с целым рядом проблем, от правильного решения которых во многом зависели состояние общественного климата, степень адаптации жителей к вновь приобретенному гражданству , а также общий уровень восприятия населением политики властных структур.
Одна из этих проблем — это проблема соотнесения национальных законоположений с международно-правовыми нормами и принципами, что в целом удалось достигнуть. Другая проблема — проблема определения изначальной совокупности граждан государства.
Почти все постсоветские государства (за исключением Латвии и Эстонии) закрепили в законах о гражданстве « нулевой вариант » признания гражданства, когда практически все лица, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и других оснований, проживающие на момент вступления этих законов в силу, были признаны автоматически гражданами данных государств. При этом в отдельных законах были установлены и дополнительные условия для признания лица гражданином конкретного государства, как-то: факт отсутствия у лица иного гражданства (Литва, Молдова, Узбекистан, Украина); наличие у лица постоянного места жительства на территории страны и постоянного места работы или другого легального источника существования (Молдова); изъявление лицом желания быть гражданином (Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина) и т.д.
Между тем, те большие изменения в подходах к институту гражданства, в характере и способах его регулирования, которые проявились в России и странах ближнего зарубежья за годы их самостоятельного развития, пока еще не получили достаточной научной проработки.
Можно выделить, пожалуй, лишь несколько работ монографического характера1, статей и разделов в книгах2, раскрывающих в той или иной мере данную тематику.Правда, в последнее время подготовлен ряд диссертационных исследований, в некоторой мере восполняющих пробел в разработке вопросов гражданства в постсоветский период3.
Научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ Государство и право
Для более правильного понимания термина «гражданство», а также института гражданства в целом, считаем необходимым более детально проанализировать становление и развитие института российского гражданства (подданства), его законодательное регулирование в различные исторические периоды.
Свою позицию ученые обосновывают тем, что в Российской империи понятие гражданства отсутствовало, речь шла лишь о подданстве. Русское право XVI и XVII вв.
не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным, а кто — иностранцем.
И таких норм не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.
Институт и принципы гражданства в РФ
Россия в ходе истории прошла все этапы становления взаимоотношений между личностью и государством.
Для царской России не было предусмотрено понятия гражданство, а существовало подданство, при этом подданных подразделяли на разряды, обладающие особым правовым статусом:
- природные подданные, включая дворян, духовенство, городских и сельских обывателей, а также лица податного и не податного состояния;
- иногородние;
- финляндские обыватели.
После того, как царская империя прекратила существование, в 1917 году был издан первый акт по вопросам гражданства в виде Декрета об уничтожении сословии и гражданских чинов.
Он содержал положения о том, что все сословия, которые существовали в государстве, а также сословное деление граждан, титулы и наименования чинов не используются больше.
Взамен устанавливается единственное, общее для всех жителей страны наименование — гражданин Российской Республики.Через год был принят Декрет «О приобретении прав российского гражданства», когда сформировался Союз ССР, то произошло установление гражданства СССР.
Конституции СССР 1924 года закрепляла единое союзное гражданство, которое было предусмотрено для граждан союзных республик. В этом же году утвердили и Положение о союзном гражданстве.
Замечание 1
В соответствии с этими положениями, трудящихся иностранцев принимали в граждане исполкомы губернских, областных съездов Советов, а также ЦИК АССР.
В число лиц, которые утратили советское гражданство, были включены те, кто:
- лишен его на основании законов, которые были приняты до Конституции 1924 года;
- не вернулись из-за рубежа;
- были лишены гражданства в соответствии с судебным приговором.
Новым Положением о гражданстве Союза ССР был упрощен порядок приема в гражданство СССР и выход из него. Положение о гражданстве Союза ССР опиралось на конституционный принцип гражданства и со всех сторон регулировало аспекты признания лиц гражданами СССР, порядок принятия и выхода из гражданства, гражданство детей.
Развитие современного института гражданства
В 1991 году была принята Декларация о государственном суверенитете нашей страны. Впоследствии, после распада Союза появляется потребность в том, чтобы принять новый закон о гражданстве.
Замечание 2
Такой закон принимается в ноябре 1991 года, а в настоящее время действуют только некоторые его части, которые предусматривают льготные режимы приобретения или выхода из гражданства РФ теми, кто подал заявление по вопросам гражданства до 01.07.02 года.
Институт гражданства в рф развивался и в дальнейшем. Так, в 2002 году приняли новый Федеральный закон № 62 «О гражданстве РФ». Он включал принципы и правила гражданства в нашей стране, регулировал отношения, которые относятся к этой проблеме. Он же сформулировал основания, условия и порядок, в соответствии с которыми можно было приобрести или прекратить гражданство РФ.
Принципы гражданства РФ
Конституция нашей страны и Закон о гражданстве содержат общие основы. С их помощью определяются основные аспекты отношений, которые связаны с институтом гражданства. Ст. 3 ФЗ от 31.05.
03 года определяет гражданство Российской Федерации в качестве устойчивой правовой связи лица и Российской Федерации. Подобная связь выражена совокупностью взаимных прав и обязанностей граждан и государства.
Гражданство страны основано на нескольких основных началах или принципах:
- Единый характер гражданства РФ, то есть не только установление единого российского гражданства, но и формирование условий принадлежности определенного гражданина РФ к гражданству республик. Единое гражданство федеративного государства представляет собой необходимое условие для обеспечения его суверенитета, сохранения целостности.
- Гражданство нельзя считать равным, вне зависимости от оснований приобретения. Законом не установлено никаких отличий и аспектов правового статуса лиц, которые стали гражданами РФ по соответствующим основаниям, включая рождение, принятие в гражданство, его восстановление, усыновление и др.
- Открытый и свободный характер гражданства РФ. По принципам международных документов о правах человека, которые призывают страны сокращать количество людей без гражданства, Россия активно работает в этом направлении. Закон о гражданстве закрепляет положение о поощрении государством приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, которые проживают на ее территории. Свобода в характере гражданства нашего государства состоит в том, что Конституцией и Законами закреплено право гражданин страны менять гражданство и подобное право должно быть предусмотрено для всех, без исключения.
- Законодательные акты содержат положение о том, что граждане нашей страны не могут лишаться своего гражданства. Подобное лишение значит одностороннее расторжение гражданских связей по инициативе государства, что не предусматривает согласие определенного лица-гражданина. Так, Закон о гражданстве СССР допускал в исключительных ситуациях возможность лишения советского гражданства. Это происходило в случае, когда лицо совершило действия, которые смогли опорочить высокое звание гражданина (почетное звание) и наносило ущерб престижу или безопасности страны. Закон закреплял положение о лишении гражданства, ограничивая возможность его использования только в отношении к тем гражданам, которые проживают за рубежом. Было устранено расплывчатое основание в виде действий, порочащих высокое звание гражданина и решен нерегулируемый раньше вопрос о тех, кто может вносить представления о лишении гражданства.
Законы, принятые в 2002 году, включая Конституцию РФ, не только закрепляют положение о невозможности лишить кого бы то ни было гражданства, но и включили норму в сам состав основ конституционного строя, что привело к повышенной правовой защите этого принципа. - Гражданин страны, который имеет другое гражданство, рассматривается нашей страной в качестве гражданина России, за исключением случаев, которые предусматривают международные договора РФ или определенный федеральный закон. Приобретенное иное гражданство гражданином РФ не может повлечь за собой прекращение гражданства РФ.
Если у гражданина нашей страны есть гражданство зарубежной страны, то это не уменьшает его прав и свобод, как и не способно освободить от обязанностей, которые основаны на российском гражданстве. - Защита со стороны государства граждан за границей закрепляется положениями Конституции РФ, так и Законом о гражданстве. Существование государства предопределяет покровительство с его стороны государства как на территории страны, так и за ее границей.
- Отечественное законодательство основано на принципе сохранения гражданства для лиц, которые проживают за пределами страны.
- Сохранение гражданства предусмотрено и при заключении (расторжении) брака. Так, Закон о гражданстве предусматривает, что если происходит заключение или расторжение брака гражданином нашей страны с лицом, которое не принадлежит к гражданству РФ, то это не приводит у изменению гражданства. Если у одного супруга меняется гражданство, то это не ведет к тому, что оно меняется у другого.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter