Виды платных услуг в детском саду в москве
Платные образовательные услуги в ДОУ
Платные образовательные услуги становятся значимым направлением работы образовательных организаций в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования, так как привлекают дополнительные деньги и удовлетворяют спрос родителей и социума в условиях дошкольного учреждения.
Платные образовательные услуги реализуют дополнительные общеразвивающие программы. Дополнительное образование ценно тем, что стимулирует познавательный интерес воспитанников и помогает применять на практике знания и навыки, которые дошкольники приобретают на занятиях.
На дополнительных занятиях дети развивают творческий потенциал и навыки адаптации к современному миру.
По запросам участников «Академия профессионального развития» провела бесплатный вебинар «Актуальные вопросы организации платных образовательных услуг в детском саду», который состоялся 31 мая 2017 года и продлился два часа. В онлайн-мероприятии приняли участие 192 педагога. Участники вебинара активно задавали вопросы в чате.
Вебинар провели Сергей Иванович Феклин и Татьяна Александровна Козельская. Сергей Феклин – кандидат юридических наук, доцент, руководитель юридической клиники ГАОУ ВО МГПУ осветил правовые аспект организации платных образовательных услуг в дошкольном учреждении.
Затем он передал слово заведующей МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №86» города Орла Татьяне Козельской. Она рассказала об основных подходах к организации платных образовательных услуг.
Какие нормативные акты регулируют платные образовательные услуги в ДОУ?
Оказание платных образовательных услуг в образовательной организации регламентируются законом «Об образовании» и Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Письма Минобрнаки, Рособрнадзора и региональных органов власти не обладают юридической силой и несут рекомендательный характер, однако на практике их не следует игнорировать.
Во исполнение федерального законодательства дошкольные организации принимают локальные нормативные акты.
Как подготовиться к оказанию платных образовательных услуг?
Алгоритм организации платных образовательных услуг:
- Представить вид деятельности.
- Разработать пакет локальных нормативных актов.
- Заключить договоры с законными представителями воспитанников.
Феклин напоминает, что не все родственники имеют право заключать договор с образовательной организацией. Например, бабушка, которая не является опекуном ребёнка, может подписать договор только по нотариальной доверенности от родителей, усыновителей или опекунов.
На чём основывается установление стоимости услуг?
Если платная образовательная услуга аналогична той, что финансируется из бюджета, то стоимость платной услуги должна быть не ниже бюджетной.
Условия и порядок снижения стоимости образовательных услуг указываются в уставе образовательной организации.
Каковы типичные ошибки при оказании платных образовательных услуг?
- Отсутствуют или некорректно составлены документы.
- В договоре не указаны обязательные условия, которые закреплены статьёй 54 закона «Об образовании»:
- полная стоимость платных образовательных услуг;
- порядок их оплаты.
— После заключения договора повышать стоимость нельзя, — добавила Татьяна Козельская. — Но если договор заключается на несколько лет, то стоимость корректируется каждый год с учётом инфляции.
В договоре указывается порядок уведомления организации о том, что заказчик не сможет воспользоваться образовательной услугой. Если заказчик отказался от платной образовательной услуги, то делается перерасчёт.
Если родитель не отказался от платной образовательной услуги и не уведомил об этом детский сад, руководитель вправе за каждый пропущенный ребёнком день выставить просрочку в конце месяца.
Также 54 статья закона «Об образовании» позволяет расторгнуть договор в одностороннем порядке в связи с неуплатой или когда поведение дошкольника мешает надлежащему оказанию образовательных услуг.
Как организовать оказание платных образовательных услуг в ДОУ?
Татьяна Козельская, раскрывая алгоритм введения платных образовательных услуг в детском саду, рекомендует начинать с анализа нормативно-правовой базы, материально-технических и кадровых ресурсов образовательной организации.
На основном этапе введения платных услуг разрабатываются локально-нормативные акты и проводится маркетинговое исследование: руководитель ДОУ организует анкетирование родителей и педагогов на предмет готовности к оказанию платных образовательных услуг.
На основе анализа ресурсов дошкольной организации и маркетингового исследования определяется перечень платных образовательных услуг и льготы, которые предоставляются при оказании платных образовательных услуг.
После определения перечня платных образовательных услуг разрабатываются организационно-педагогические документы, формируется ресурсное обеспечение и согласовывается деятельность с учредителем.
После нормативно правого закрепления деятельности заключаются договоры с участниками образовательного процесса и банком на предмет услуги приёма платежей от физических лиц, организуется делопроизводство.При оказании платных образовательных услуг осуществляется контроль соблюдения охраны жизни и здоровья обучающихся и контроль качества предоставляемых образовательных услуг.
Вопросы участников:
— Возможно ли предоставлять помещения ДОУ на условиях аренды для оказания платных образовательных услуг специалистам со стороны?
Сергей Феклин:
— Да, можете. Если собственник помещения разрешит. Ну и плюс не забывайте закон «о защите конкуренции» — в статье 17.1 там прописаны процедура и правила сдачи в аренду муниципальной собственности.
— Законно ли вводить платные услуги в бесплатном садике?
Сергей Феклин:
— Да, законно, если это предусмотрено в уставе и локально-нормативных актах.
— Как согласовывается введение платных образовательных услуг?
Татьяна Козельская:
— Согласование платных услуг проводится на педагогическом совете.
— Чем отличается рабочая программа от дополнительной общеразвивающей программы?
Татьяна Козельская:
— По своей структуре. Если дополнительная общеразвивающая программа охватывает общие понятия, то рабочая программа — конкретно текущий год.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Порядок и правила оказания платных образовательных услуг в школе и ДОУ. Ответственность и стоимость сервиса
Конституция РФ гарантирует возможность бесплатно получить дошкольное, основное общее и среднее специальное образование любому гражданину. Тем не менее денежные поборы в школах и детских садах давно уже стали притчей во языцех среди родителей.
В довольно навязчивой форме людям внушается обязанность «благодарить» преподавателей за их работу даже в тех учебных заведениях, которые финансируются из госбюджета, нарушая при этом правовые рамки. В статье разбираются юридические аспекты оказания платных образовательных услуг в России.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 938-51-93 Москва
+7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург
Показать содержание
Что это такое: правила и законодательное регулирование
Законодательство разрешает организациям, в том числе школам и ДОУ, оказывать платные образовательные услуги, однако, вменяет им в обязанность делать это при соблюдении строгих правил:
- Платные образовательные услуги финансируются только частными лицами: гражданами или организациями, но не государством. Эти лица являются заказчиками таких услуг в соответствии с Гражданским кодексом РФ, образовательная деятельность осуществляется по их заданию на основе заключенного с исполнителем договора.
- Образовательная деятельность, обеспечиваемая из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов не может быть заменена платными образовательными услугами. То есть в обычной государственной или муниципальной школе запрещено взимать плату за преподавание предметов, входящих в стандартную общеобразовательную программу.
- Перед заключением договора заказчику должна быть предоставлена полная, достоверная и всесторонняя информация об оказываемой образовательной услуге, на основании которой тот мог бы сделать вывод о ее необходимости для себя.
Нормативные и правовые документы платных образовательных услуг, предоставляемых в школах и ДОУ, включают в себя:
Что входит в оплачиваемые допуслуги по образованию в школе?
Дополнительными платными школьными программами согласно ст.
75 ФЗ «Об образовании» могут быть занятия, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании учащегося.
Такие программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Примерным перечнем дополнительных платных услуг в школе согласно новому закону об образовании могут быть:
- занятия в сфере искусства: художественные, драматические, музыкальные и прочие кружки;
- спортивные секции;
- специализированные дисциплины: информатика, основы правоведения, экономики;
- освоение навыков: ораторское мастерство, финансовая грамотность.
Могут ли ими быть дополнительные занятия по школьным предметам?
Оказывать допуслуги по общеобразовательным дисциплинам возможно, но только при соблюдении следующих условий:
- дополнительная программа должна отличаться от основой, изучаются более сложные и глубокие темы предмета;
- материал, преподаваемый факультативно, не проверяется в основные учебные часы, не выносится на ЕГЭ и ОГЭ;
- при изучении дополнительной программы используются другие учебники;
- занятия проводятся во внеурочное время, их посещение является добровольным.
Виды дополнительных платных услуг, предоставляемых ДОУ, формируется по аналогичному принципу, что и в школах: устраиваются кружки, секции, клубы, целью которых является разностороннее развитие личности малыша, учитывая возрастные особенности и усиливающие воздействие основной программы детского сада. Такими допуслугами могут быть:
- ритмика;
- ИЗО;
- лепка;
- обучение чтению;
- обучение счету;
- английский язык;
- занятие с логопедом;
- гимнастика.
Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания допуслуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
Порядок и этапы организации
Чтобы начать осуществлять платную образовательную деятельность, необходимо пройти несколько предварительных этапов:
- Выяснить спрос на допуслуги и готовность потенциальных потребителей к их оплате путем маркетингового исследования или анкетирования родителей учащихся.
- Подготовить документы либо внести изменения в существующие. Обязательными в 2019 году должны быть в наличии:
- устав образовательного учреждения (школа, ДОУ) с полным перечнем платных дополнительных услуг;
- лицензия на все виды оказываемых услуг в сфере образования (кому и как оказываются образовательные услуги в РФ, а также каковы правила их предоставления, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете, когда требуется лицензия на услуги по предоставлению дополнительного образования и как ее получить);
- положение, регламентирующее оказание допуслуг;
- положение о контроле качества оказания платных допуслуг (больше о том, каковы цели и особенности независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования и где можно посмотреть результаты проверки, можно узнать здесь);
- регламент предоставления информации потребителям о допуслугах;
- документ, определяющий порядок ценообразования на допуслуги;
- программа дополнительных услуг, учебный план и расписание занятий.
- Разместить подробную информацию о платных образовательных допуслугах на стенде учебного заведения, а также на странице в интернете.
- Заключить договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг с желающими, предусмотрев в них: характер оказываемых допуслуг, срок действия договора, размер и условия оплаты, а также иные условия.
- Привлечь специалистов для осуществления платной образовательной деятельности, заключить с ними трудовые или иные договоры, при необходимости внести изменения в штатное расписание.
Ответственность за предоставление некачественного сервиса
Постановление Правительства N 706 утвердило понятие недостатка платных образовательных услуг, под которым подразумевается несоответствие предоставляемых услуг требованиям законодательства, условиям договора или целям образовательной деятельности, в том числе оказание услуг не в полном объеме. Такими недостатками могут быть:
- Нелогичная, невнятная подача материала преподавателем, его отсутствие на занятии, неадекватное поведение.
- Либо это могут быть технические недостатки: плохо оборудованный учебный класс, поломанная мебель.
- В отдельную категорию выделяют существенные недостатки платных образовательных услуг, то есть такие, на устранение которых требуются значительные денежные и временные ресурсы или те, которые выявляются неоднократно, либо вновь возникают после их устранения.
Статья 29 закона «О защите прав потребителей» предоставляет заказчику, в случае выявления недостатка платных образовательных услуг, возможности потребовать от исполнителя:
- оказать данные услуги бесплатно;
- уменьшить стоимости услуг;
- возместить понесенные заказчиком расходы по устранению недостатков услуг своими силами или третьими лицами.
В случае если обнаруженные недостатки были существенными, либо не были устранены в разумный срок, заказчик имеет право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения стоимости оплаченных им услуг.
Кроме того, п. 7 ст.
28 ФЗ «Об образовании» предусматривает административную ответственность образовательной организации и ее должностных лиц в виде штрафов или дисквалификаций при выявлении нарушений или незаконных ограничений прав граждан в сфере образования (ст.5.57. КоАП РФ), либо при нарушении требований, предъявляемых к организации и осуществлению образовательной деятельности, в том числе нарушению правил оказания платных образовательных услуг (ст.19.30. КоАП РФ).
Документация
Согласно новому закону «Об образовании в РФ», для того чтобы быть зачисленным на платную образовательную программу в школе или в ДОУ, от лица, желающего получить данную услугу для себя или своего ребенка, должна быть предоставлена документация, и прежде всего заявление. Каждое образовательное учреждение разрабатывает и утверждает бланк заявления самостоятельно, но в целом этот документ является однотипным и обычно содержит следующие данные:
- Заявление пишется на имя директора либо заведующего учебного учреждения: в «шапке» документа указываются его ФИО, а также полное наименование организации, ее юридический адрес.
- Там же указываются данные заявителя: ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, номер телефона.
- В основной части документа заявитель изъявляет желание получить определенную образовательную допуслугу – указывается название кружка, курса, секции.
- Указываются ФИО и дата рождения обучающегося.
- Обязательно прописать период посещения занятий, график, сумму оплаты.
- Важно указать, что заявитель ознакомлен с регламентом оказания услуги и ее программой.
- В конце ставится дата и подпись заявителя.
Такой же документ необходимо предоставить и при отказе от дополнительной платной услуги.
Между заказчиком и исполнителем платных услуг в обязательном порядке заключается договор в простой письменной форме, соответствующий п.12 Правил оказания платных образовательных услуг, типовые формы договоров утверждаются Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения.
Стоимость платных образовательных услуг в частных организациях определяется ими самостоятельно. Тарифы на дополнительные услуги в государственных школах и детских садах рассчитываются этими учреждениями исходя из себестоимости конкретной услуги и после этого согласовываются и утверждаются органами местного самоуправления или иными собственниками.
Базовой считается формула расчета:
Тпду = Сс, где
- Тпду – тариф платной дополнительной услуги на 1 человека за 1 занятие (1 час);
- Сс – себестоимость платной дополнительной услуги на 1 человека за 1 занятие (1 час).
При формировании цены основываются на необходимости полного возмещения расходов образовательного учреждения на оказание данной услуги, включая оплату работы преподавателей и других затраченных ресурсов. При этом придерживаются принципа, что стоимость платной услуги не может быть ниже базовых затрат, которые обычно идут из госбюджета на аналогичную государственную услугу.
Повышение стоимости услуг после заключения договора возможно только в пределах уровня инфляции. Исполнитель имеет право снизить стоимость платных образовательных услуг за счет собственных вложений, благотворительных взносов или доходов от предпринимательства.
Прибыль, получаемая учебным заведением от оказания платной образовательной деятельности после уплаты налогов, должна идти на уставные цели организации, то есть на задачи, связанные с образованием, в том числе на оплату труда работников, развитие организации, капитальный и текущий ремонт здания, покупку мебели, учебных пособий и т.д.
После заключения договора исполнитель выставляет заказчику счет, оплатить который необходимо безналичным способом. Сбор наличных средств за образовательные услуги запрещен.
Как оплатить через кассира, терминал Сбербанк или онлайн в интернете?
Разберем, как оплатить счет за образовательные услуги через самый распространенный среди россиян банк – Сбербанк. Способов оплаты существует несколько:
- через кассира-операциониста в отделении банка;
- через банковский терминал;
- через сайт Сбербанк Онлайн (или его мобильную версию).
Последний способ наиболее удобный, остановимся на нем подробнее:
- Для того чтобы воспользоваться этим вариантом, необходимо иметь банковскую карту Сбербанка и быть зарегистрированным в системе Сбербанк Онлайн.
- Войдя в систему с помощью логина и пароля и подтвердив свой вход кодом из sms-сообщения, переходим во вкладку «Переводы и платежи» горизонтального меню страницы.
- В разделе «Образование» выбираем нужную нам категорию из предложенных:
- детские сады и дошкольные учреждения;
- ВУЗы, школы, колледжи, техникумы;
- другие образовательные учреждения.
- В строке поиска ищем нужное учебное заведение по названию, ИНН, БИК или номеру расчетного счета Сбербанка.
- Ввести данные, которые запрашивает система в соответствующие поля (в зависимости от типа учебного заведения система запрашивает разные реквизиты):
- лицевой счет обучающегося (берется из выставленного счета);
- ФИО обучающегося;
- ФИО плательщика;
- адрес плательщика;
- паспортные данные плательщика;
- наименование платежа (например, оплата за секцию единоборств – формулировка перепечатывается из счета);
- сумма, подлежащая к оплате.
- Все данные, включая реквизиты учебного заведения вставляемые системой автоматически, необходимо тщательно проверять во избежание ошибочного платежа.
- Выбираем карту, с которой будет произведено списание.
- Нажимаем кнопку «Продолжить» и выбираем опцию «Подтвердить по SMS».
- Вводим SMS-пароль в требуемое поле, кликаем кнопку «Подтвердить».
- После этого система дает возможность распечатать чек с отметкой об исполнении, который необходимо предоставить в учебное заведение.
В случае если у образовательного заведения не заключено партнерское соглашение со Сбербанком, комиссия подобной операции составит 1% от суммы платежа.
В условиях рыночной экономики платные образовательные услуги уже не являются редкостью, их доля год от года только растет. Тем не менее каждому гражданину стоит знать свои права в образовательной сфере и те возможности, которые полагаются ему на безвозмездной основе.
В случае если образовательное учреждение путем угроз и давления пытается навязать в качестве платной услуги то, что ей являться не должно гражданин имеет полное право обратиться с жалобой в контролирующие инстанции и отстаивать свои интересы всеми законными способами.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 938-51-93 Москва
+7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург
Виды платных услуг в детском саду в москве
Вебинар провели Сергей Иванович Феклин и Татьяна Александровна Козельская. Сергей Феклин – кандидат юридических наук, доцент, руководитель юридической клиники ГАОУ ВО МГПУ осветил правовые аспект организации платных образовательных услуг в дошкольном учреждении.
Платные услуги в ДОУ: средство заработать или развитие потенциала
Одной из первых ступеней в развитии вашего малыша является детский сад. И очень важно, каким будет сад по уровню развития и образования.
Чтобы попасть в государственный, обычный детский сад, необходимо прождать длинную очередь, а, дождавшись очереди, сад не оправдывает ваших ожиданий: в группах довольно-таки много детей, недостаток в воспитателях и нянечках.
Остается только один альтернативный вариант – это платный коммерческий детский сад.
Платные группы в муниципальных детских садах москвы
• платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО
Способ доведения информации до потребителя, согласно письму Минобразования России ю-31нн-40/31-09 , устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, которые определены законодательством РФ.
При этом исполнитель обязан обеспечить доступность информации для населения, используя объявления, буклеты, проспекты, информацию на стендах, предоставление информации по требованию заказчика.
Причем информацию необходимо разместить в удобном для обозрения месте.
Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг
Услуга позволяет повысить неспецифическую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, снизить частоту и продолжительность простудных заболеваний; активизировать процессы выведения из организма вредных веществ, повысить защитные функции кожи, слизистых желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей
Каталог платных дополнительных услуг
- изучение нормативно-правовой базы;
- выявление спроса на услуги дополнительного платного образования;
- решение организационных вопросов;
- разработка пакета документов (положение, приказы, сметы, договоры и др.)
- оформление документов, материалов по контролю и мониторингу качества предоставления услуг.
Организация платных дополнительных образовательных услуг в детском саду компенсирующего вида
Руководителями платных образовательных услуг являются педагоги МБДОУ. Налажена связь с родителями. Они могут посетить занятия, быть его участниками. Результат работы родители видят на выставках, конкурсах творчества, на праздниках, развлечениях, итоговых занятиях.
Платные образовательные услуги
— Данное структурное подразделение имеет право проведения дополнительных платных услуг. Учитывая, что платные услуги оказываются на добровольной основе, а родители не хотят оставлять на это время своих детей, они вправе их забрать.
При этом, очень важно соотнестись с СанПиНом, который не предусматривает проведение столь поздних занятий для младших категорий детей.
Но всё же, для нормального развития ребенка желательно проводить дополнительные платные услуги в детском саду до обеда, и с меньшей нагрузкой после дневного сна.
Организация дополнительных платных услуг в детском саду
В-третьих, дополнительные платные услуги в детских садах могут оказываться исключительно на основании договора между организацией и Заказчиком.
Договор составляется в простой письменной форме и должен содержать всю необходимую информацию об образовательном учреждении, оказываемой услуге, сроках ее оказания, стоимости, порядке оплаты и прочие обязательные данные.
Данные о стоимости не могут противоречить другим источникам такой информации детского сада (например, сайту ДОУ, доске «Информация» и т.д.). Стоимость услуги, устанавливаемая в договоре, не может увеличиваться больше уровня инфляции РФ.
При утверждении формы договора на оказание платных образовательных услуг в детском саду можно брать за основу типовые формы договоров, утверждённые органом исполнительной власти в сфере образования в каждом конкретном регионе.
Платные услуги в дошкольных образовательных учреждениях
В наше время родители могут выбрать, в какой детский сад отдать ребенка: в государственную или частную структуру. К преимуществам государственного детского сада относится отсутствие необходимости платить существенную сумму за пребывание малыша в его возрастной группе.
Однако подъем рождаемости в последние годы создал трудности с оформлением детей в детские сады при достижении ими 2-3 лет. Чтобы без проблем пойти в дошкольное учреждение бесплатного типа, родителям необходимо встать в очередь.
Кроме того, на момент получения заветной путевки в сад в нем должны быть свободные места.
Частный детский сад в Москве
8.2.
Бухгалтер осуществляет финансовый контроль за операциями, производимыми при осуществлении платных дополнительных образовательных услуг, несет ответственность за своевременное зачисление средств, поступивших от оказания платных дополнительных образовательных услуг на лицевой счет ДОУ, предоставление отчетности об использовании средств, в соответствии с утвержденными формами и сроками.
Cайт для руководителя детского сада, Дошкольное воспитание в ДОУ
При этом многие вспомогательные услуги входят в состав того или иного комплекса. Например, медицинская служба включена в общий фонд оплаты обучения и воспитания, сюда же относится работа логопеда-дефектолога и, конечно, психолога, которые являются штатными единицами и к которым дети всегда могут обратиться.
Стоимость услуг частного детского сада «Возможность»
развитие всех компонентов речи; — формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза; — развитие познавательных процессов; — развитие лексического запаса, мелодико-интонационных и просодических компонентов речи; -развитие коммуникативных и творческих способностей, фантазии и воображения, -развитие правильного дыхания, чувства равновесия, правильной осанки.
Где покушать
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации
05 Дек 2018 yurisaktobe 107
Открываем частный детский сад: как устроен бизнес в сфере дошкольного образования — Офтоп на vc.ru
И почему этот рынок ждут большие перемены.
Пример оснащения современного частного садика
Что такое частное дошкольное образование? Я не буду говорить про нянь и репетиторов, а возьму лишь организованные сообщества, оказывающие услуги по образованию и развитию детей.
- Детские клубы или детские центры — они оказывают услуги по проведению занятий для дошколят по самым разным тематикам от английского языка, до пилатеса. Программа составляется из десятков разных лоскутков и постоянно меняется подобно тому, как меняется спрос и мода.
Занятия длятся от 20 до 40 минут и либо оплачиваются разово, либо покупаются абонементом.
- Частные детские сады или группы по уходу и присмотру — это уже полноценные детские садики с постоянными педагогами и устоявшейся сеткой занятий. Дети находятся в садике с 8 часов утра до 7 часов вечера или даже дольше.
Оплата происходит за весь день или за половину дня. Иногда ещё оплачиваются дополнительные занятия — как в детском клубе.
Разница между клубом и садиком гигантская. Ничего общего, кроме отношения к сфере социальных услуг они не имеют. Клуб — это потоковая история, для существования которой нужно в среднем 100–150 клиентов в месяц.
Привлечь родителей в клуб — очень просто, но вот удержать их сложно.
Клубу легче окупить первоначальные траты и уже в первый-второй месяц выйти на рентабельность, но стабильный доход для большинства клубов — очень сложная и почти нереальная цель.
Садик же сложнее организовать, ему нужно больше времени, чтобы выйти в ноль, и первых клиентов садику придётся привлекать с большим трудом. Но стоит набрать минимальное количество детей для самоокупаемости, и станут понятны все плюсы именно этой услуги.
LTV клиента в московском частном садике среднего уровня — 120–150 тысяч. Каждый ребенок, пришедший в детский сад после его выхода на рентабельность, приност от 80% до 90% чистой прибыли собственнику садика. Я очень хорошо знаком с рынком именно детских садов, поэтому дальше продолжу свой рассказ только о них.
Как меняется рынок
Шесть лет назад, когда мы открывали первый садик в Москве, рынок был на таком уровне, что можно было просто сделать симпатичную картинку и уютную атмосферу в садике, не грубить клиентам, вкусно кормить детей и не ругать их. Это делало тебя просто на голову выше всех других.
Первый садик обошелся суммарно в 800 тысяч рублей инвестиций на момент открытия и ещё 800 тысяч рублей за первый год работы.
180 тысяч рублей стоила аренда дома за два месяца, 120 тысяч рублей мы потратили на мебель, 250 тысяч рублей стоил косметический ремонт, 150 тысяч рублей — игрушки и дидактика, 100 тысяч рублей на рекламу, технику и раскраску стен в доме. К началу второго года работы садик был полностью заполнен и уже успел окупить себя.
Тот самый первый садик
Разумеется, в таких условиях сразу же появились желающие срубить лёгких денег. В районе, где мы начинали в 2012 году, было два частных садика. К середине 2013 года их было 11, а в 2014 году их насчитывалось уже 22. Сейчас их 26, и число постоянно скачет.Такое перенасыщение рынка сказалось на всём. Повсеместные доносы в проверяющие инстанции со стороны соседей-конкурентов, перегретый рынок контекстной рекламы, замученные клиенты — они просто не могли отсмотреть все интересующие их варианты.
Владельцы садов думали не о том, как сделать свою развивающую программу и комбинированный план для воспитанников, а как бы сорвать баннер конкурента с газели на соседнем перекрестке. В 2014–2016 годах рынок активно формировался, выбирал лучшие формы, концепции и подходы к дошкольному развитию.
В 2017 году был взят тренд на окончательное отмирание устаревших частных садиков. Достаточно посмотреть объявления на Avito и увидеть, какое огромное количество частных садов продаётся. Закрываются многие точки франшиз, а оставшиеся делают ребрендинг и активно модернизируют программу и оснащение.
Регулирование государством
На рынке дошкольного образования существует огромное количество мифов и легенд. Успешные садики никому ничего не рассказывают, а независимых экспертов, которые знают всю подноготную бизнеса и готовы поделиться, — несколько человек на всю Россию. Поэтому для начала проведём небольшой ликбез по теме.
- Частный детский сад — это просто название услуги. Оно нигде не закреплено, никем не описано. Частный детский сад может быть ИП, ООО, АНО, ЧОУ, НОУ, НОЧУ и любой другой НКО. На частный детский сад не нужна лицензия. В правовом поле есть две разных услуги — уход и присмотр за детьми (без лицензии) и дошкольное образование (только по лицензии).
- Частные детские садики бывают с лицензией на образовательную деятельность и без неё в любой ОПП. Формально, если у частного сада нет лицензии, в нём нельзя производить обучение. А обучение, согласно Закону об образовании — это деятельность по реализации образовательных программ с проведением итоговой аттестации.
То есть вы можете проводить занятия в игровой форме, без привлечения одобренной методической литературы и спокойно работать без лицензии. А, например, если ни одна из программ вам не подходит, и вы используете кучу элементов как из программ ФГОС, так и из иностранных методик — тут уже придётся всё доказывать в суде, если на вас наведут прокуратуру.
- Получая лицензию, владелец частного садика тратит огромное количество нервов, времени и денег. Результат — просто защита от проверок прокуратуры.
На практике — все хорошие садики работают по собственным адаптированным программам, которые лучше не показывать при получении лицензии, а взять любую официальную ФГОС-программу, выкинуть из неё всё то, что просто невозможно реализовать, и гордо заявить, что «мы работаем по ФГОС». Система очень странная и создаёт больше проблем, чем пользы.
Единый стандарт безнадёжно устарел, а государство продолжает его требовать. В итоге никто из лучших детских садов не работает по чистым ФГОС-методикам (даже в государственных садиках), но все делают вид, что работают.
- Лицензия совершенно ничего не говорит о качестве услуги.
Она не гарантирует, что ребёнок получит знания, что с ним будут хорошо обращаться или что на кухне всегда чисто, и вкусно готовят. Лицензия для частного садика сейчас — это элемент защиты своего бизнеса и часть стратегии продвижения. В нынешних реалиях садики с лицензией пользуются ей исключительно как элементом рекламы и активно наговаривают на конкурентов: «А у нас-то лицензия есть».
- Государство помогает частным образовательным организациям (НКО) и организациям, приравненным к ним (ООО). Субсидия на ребёнка в Москве — 3000 рублей в месяц. В Московской области — от 3000 рублей до 18 тысяч рублей в зависимости от района. НКО в обязательном порядке получают субсидию, ООО получают субсидию, только если очень повезёт.
В Москве и Московской области я знаю лишь несколько случаев, когда ООО встало на субсидию. Насколько мне известно, ИП в московском регионе субсидия не светит. Но, вставая на субсидию, детский сад теряет право применения особых налоговых режимов, поэтому для Москвы и большинства регионов Московской области субсидия даже близко не покрывает расходов, связанных с переходом, например, с ПСН.
- Для получения лицензии нужно пройти проверку СЭС (легко) и Роспотребнадзора (долго и дорого). Если садик — ООО или ИП, он не должен проходить проверку пожарников.
По моему опыту, большинство лучших частных детских садов Москвы первые несколько лет работали без лицензии. Многие из них потом её получили, но сделали это исключительно для того, чтобы быть защищёнными от внезапных проверок. Многие садики работают без лицензии и сегодня, и это не делает их хуже или лучше других.
Это всё было написано, чтобы обосновать одну простую мысль — государственное регулирование рынка дошкольного развития сейчас является рудиментом, порождающим массу мифов и легенд и мешающим собственникам бизнеса сосредоточиться на главном — качественном воспитании детей.
Если частный садик хочет быть успешен — он должен ориентироваться на своего итогового клиента, а не слепо делать всё то, что ему вменило государство.
Математика бизнеса в 2018 году
Ниже я приведу грубый пример затрат на хороший проект площадью 300 м². Актуально для Москвы и Московской области.
- Аренда помещения. 250–300 тысяч рублей с коммуналкой. Можно найти дешевле, и всегда есть варианты сильно дороже. Лучше брать помещение с ремонтом и пожарной сигнализацией.
- Ремонт помещения. Если вы взяли shell and core. 4–6 млн рублей уйдёт у вас на чистовой ремонт без учёта профильного оснащения.
- Мебель. Тут есть три варианта. Можно купить стандартную мебель для детских садов. Обойдётся это в 150–300 тысяч рублей в зависимости от качества изделий. Можно заказать дизайнерские кроватки, стулья, шкафчики — это уже 300–600 тысяч рублей на полный комплект.
А можно заказать мебель у различных мастеров оснащение под ключ. Эти мастера — педагоги, которые адаптируют пространство для детей и выполнят всё в едином стиле. Такие проекты начинаются от 700 тысяч рублей и доходят до нескольких миллионов рублей.
- Роспись стен. В хорошем садике должно быть весело и интересно.
Расписать стены в таком помещении будет стоить от 120 тысяч рублей.
Пример комплексного оснащения пространств детского сада
- Оборудовать кухню. Комплект оборудования и посуды начинается от 150 тысяч рублей на садик в три группы.
- Дидактические материалы на первый год работы. 120 тысяч рублей, если не сильно экономить.
- Туалетная зона. 100 тысяч рублей вместе с работой.
- Зарплатный фонд на первое время.
3арплата педагогов (по 50–35 тысяч рублей в месяц), три няни (по 35 тысяч рублей в месяц), повар (35 тысяч рублей в месяц) и приходящие педагоги (пять человек — каждому 20 тысяч рублей в месяц). Если собственник не будет управлять бизнесом, то в первый месяц нужен управляющий — это ещё 50 тысяч рублей.
- Покрытие убытков.
Садик в Москве выходит в ноль в среднем за три–шесть месяцев. Поэтому стоит заложить два–четыре полных месячных бюджета детского сада на покрытие убытков.
- Рекламный бюджет. 50 тысяч рублей в месяц.
- Налоги. Патент — 18 тысяч рублей в год (для Москвы).
- А ещё вам непременно захочется купить набор очень крутых японских ковриков из микрофибры или фарфоровые кружечки для гостей.
В общем, траты бывают разные, иногда они кажутся очень глупыми, но если человеку так хочется, то почему нет. Ведь частный детский сад — это самый личный из известных мне бизнесов, и если владельцу он не нравится — такой проект сложно спасти.
Для выхода на самоокупаемость в частном детском саду должно заниматься от 15 до 20 детей. Срок окупаемости среднего бюджета в 4 млн рублей: 2–2,5 года при не слишком хороших показателях. Чистая прибыль со второго года работы — от 250 тысяч рублей.
Даже обычное мытьё рук можно превратить в приключение
Что будет дальше
Сейчас тренд в дошкольном образовании смещается от красивой картинки в сторону качественного наполнения. На рынке много чудесных садиков, но мест, где действительно занимаются дошкольным развитием детей, очень и очень мало.
В крупнейших образовательных проектах Москвы уже успели собрать команды профессиональных педагогов, и они постепенно распространяют идею нового качественного образования для детей.
Сейчас в тренде отказ от авторитарной педагогики в детском саду и развитие модульного подхода к образовательной деятельности, когда каждый ребенок сам может выбирать, чем он будет заниматься. Создаются курсы для педагогов новой формации, адаптируются ранее непопулярные концепции — реджио, ровестничество и многие другие.
Ближайшие 3–4 года станут временем, когда окончательно вымрет большинство старых садиков, где с клиентом общаются как с врагом и где воспитатели не могут сформулировать и пары строк.
Зарплаты педагогов у хороших садиков в Москве уже сейчас растут на 15–20% в год, а спрос на прогрессивных специалистов просто огромен. Существует множество концепций дошкольного развития, каждая из которых пошла по своему пути и активно развивается — государству придётся это принять и ввести новые схемы лицензирования образовательной деятельности. По крайней мере, я на это очень надеюсь.
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написать