Приватизация Форма Управления Государственным Имуществом
Приватизация как форма управления государственным имуществом 2020
Судя по всему, заставят серьёзно повысить публичность сведений об имуществе. Например, в рамках ежегодных публичных докладов о деятельности, включая не только деятельность органов управления имуществом, но и других органов, отвечающих за деятельность учреждений и использование природных ресурсов, помимо земли.
Что касается государственных учреждений, то при подготовке документов стратегического характера, а также при оценке доходов от использования имущества будут учитывать доходы, получаемые ими как от передачи имущества в аренду, так и от предоставления платных услуг.
Понятие государственного имущества
В ст. 1 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дано следующее определение приватизации: «Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.
Приватизация — это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приёмы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества чувашской республики на 2020 год и основных направлениях приватизации государственного имущества чувашской республики на 2020 — 2021 годы и о внесении изменений в постановление кабинета министров чувашской республики от 24 мая 2020 г
3. Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики обеспечить в установленном порядке реализацию Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2020 год и основных направлений приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2020 — 2021 годы.
2.
Внести в раздел II Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2020 год и основных направлений приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2020 — 2020 годы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 мая 2020 г. N 200 «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2020 год и основных направлениях приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2020 — 2020 годы и о внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 335» (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 октября 2020 г. N 402, от 27 декабря 2020 г. N 530, от 16 марта 2020 г. N 84), следующие изменения:
Институт экономической политики имени Е
По данным оперативного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 октября 2020 г.
(по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили около 7,8 млрд руб.
, что превосходит ежегодную прогнозную величину поступлений помимо крупнейших сделок, содержащуюся в приватизационной программе 2020–2020 гг. (5,6 млрд руб.), но не позволяет уверенно говорить о реальности намеченных бюджетных проектировок.
Государственная программа (ГП) «Управление федеральным имуществом», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327 получила весной текущего года новую, уже третью редакцию. Ее действие было продлено до 2020 г.
(включительно) при изменении обозначившейся ранее тенденции сокращения расходов на ее реализацию по сравнению с исходной версией.
После сокращения расходов на реализацию ГП в предыдущей редакции по сравнению с исходной версией в новой редакции их рост составил 2–2,5% в 2020–2020 гг.
Приватизация как форма управления государственным имуществом
4 4 народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Законом Российской Федерации (ныне не действующим) [6] было сформулировано понятие «приватизация государственных и муниципальных предприятий», под которой понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Разнообразные определения, тем не менее, едины в сути процесса: трансформация государственной собственности в частную на основе двух моделей: платной и бесплатной, а приватизация, как процесс, в конечном итоге, является одним из важнейших преобразований в ходе реформы при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности Основные доводы в пользу бесплатной приватизации сводятся к тому, что при тотальной государственной собственности (функционирующей под псевдонимом общенародной) каждый гражданин, являясь частицей общества, являлся совладельцем собственности (его труд вложен в создание «общенародной» собственности): т.е. проблема состоит в том, чтобы превратить его из формального (практически без прав распоряжения и использования собственности и дохода, приносимого ей) в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом, должна возникнуть
8 8 государству, а предприятию. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Число работающих, чел.Группировка промышленных предприятий СССР и России по численности работающих (% к итогу) [7,8,9] Число предприятий Объем продукции Таблица 1 Среднегодовая численность промышленнопроизводственного персонала По годам До 200 чел 48,9 46,7 91,8 1,3 0,1 9,5 7,4 5,3 17, ,2 23,8 4,3 2,6 0,4 10,0 13,5 9,4 12,3 501 и выше 25,9 29,5 3,9 96,1 99,5 80,5 79,1 85,3 70,0 Важным средством и результатом приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен. Проведение приватизационных мероприятий в России до сих пор сталкивается с рядом препятствий, возникших при переходе к рыночной экономике. Основным является то, что масштаб предполагаемых преобразований был несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Все это, в определенной степени. объясняет неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость установления привилегий для различных групп населения. Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социальноэкономической структуры народного хозяйства. Именно приватизация сделала реформы необратимыми, поскольку возврат к существовавшему положению
Публичное право и экономика
Процесс управления государственной собственностью основывается на тесной взаимосвязи экономических и юридических отношений, однако он отнюдь не однообразен. Управление собственностью реально протекает в различных формах, отображающих особенности правового режима объекта управления и правового статуса, а также порядка действий субъекта управления.
Формы управления государственной собственностью можно классифицировать по объектам такого воздействия, но это не будет продуктивным (управление казной, земельными участками и пр.). В принципе, особенности некоторых объектов собственности предопределяют наличие особой формы управления ими.
Дело в том, что управляющее воздействие может быть преобразующим, и тогда его смысл как раз в совершении определенного рода действий по отношению к разным объектам — это такие формы, как приватизация, национализация, банкротство государственных предприятий, задачей которых является смена состояний.
Управляющее воздействие также может распространяться на определенную группу объектов с учетом специфики их правового режима — управление унитарными предприятиями, акциями, информационными ресурсами.
Формы и методы управления государственной собственностью
Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие (в т. ч. через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.
Метод государственного управления — осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами, то есть это определенный, сложившийся в практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей. Выделяют следующие основные методы государственного управления.
Бесплатная приватизация продлена до 2020 года
Поэтому специалисты советуют рассматривать приватизацию как одну из форм разгосударствления. Но данное понятие возможно и без приватизации. В таком случае происходит децентрализация в пределах государственного управления собственностью. При этом сам собственник остается прежним.
Приватизация – форма преобразования собственности, представленная в виде передачи-продажи, как полной, так и частичной, государственной либо муниципальной собственности в частные руки. Участниками приватизации выступают 2 стороны, одна из которых – организация, включая государство. Разгосударствление и приватизация – не однозначные, но взаимосвязанные между собой понятия.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
- копия + оригинал паспорта/свидетельства о рождении;
- копия договора социального найма (либо ордер – был действителен до 2005 года);
- техпаспорт на квартиру;
- выписка из ЕГРН – универсальный документ, заменяющий кадастровый паспорт, справку о неучастии в приватизации и другие выписки;
- выписка из домовой книги (по своему назначению – это справка о составе семьи);
- заявления от претендентов;
- выписка по лицевому счету об отсутствии задолженностей;
- квитанция об уплате госпошлины.
- переход имущества собранию акционеров;
- передача имущества в собственность ООО (при отсутствии акций);
- аукцион государственного или муниципального имущества;
- реализация части акций на торгах;
- перепродажа акций при управлении предприятием третьими лицами по доверенности;
- проведение биржевых торгов;
- вклады в акционерное общество (АО) с целью стратегического развития;
- иные способы.
Приватизация государственной собственности
ные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет. Помимо этого, в результате приватизации предприятий и последующего повышения их эффективности может быть увеличена налоговая база, что ведет к росту налоговых доходов государственного бюджета. Приватизация убыточных предприятий напрямую сказывается на сокращении бюджетных расходов.
приватизации не были решены в намеченной и желаемой степени. Поступления доходов от приватизации в государственный бюджет оказались незначительными.
Отдельные предприятия были скуплены по крайне низким ценам и оказались в руках лиц, которые не пожелали или не смогли повысить качество их работы или эффективно перепрофилировать.
В результате приватизация на ее начальной стадии не привела в целом к существенному повышению эффективности работы приватизированных предприятий в сравнении с неприватизированными, хотя в отдельных случаях эффект приватизации проявился ощутимым образом.
Управление государственным имуществом
На втором этапе приватизация осуществляется преимущественно с использованием рыночных цен на государственное имущество, инвестиционной ориентации продаж, возможностей концентрации собственности. Кроме того, полнее учитываются интересы государства, предприятий, территорий, граждан. На этом этапе приватизация не массовая, а по индивидуальным проектам с учетом специфики каждого предприятия,
Государственный сектор включает объекты, составляющие основу богатства страны и служит естественной базой для развития всего народного хозяйства. В массовом производстве, в естественных, ресурсных монополиях, металлургии, химической промышленности государственные предприятия предпочтительнее по критериям эффективности.
В различных странах действует немало государственных фирм, таких, как «Рено», «Фольксваген», «Бритиш Петролеум», которые не только выдерживают конкуренцию, но и побеждают. Хозяйственные структуры частного сектора, в том числе и крупные, не могут обходиться без поддержки государственными ресурсами, в том числе и финансовыми.
Формы и способы приватизации государственной собственности
Порядок проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя и случаи его проведения определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г.
№ 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества».
Форма приватизации — это организация процесса передачи физическим лицам и организациям права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Нормы Закона о приватизации предусматривают только одну форму осуществления приватизации — продажа государственной собственности.
Вместе с тем в качестве переходных положений Закона о приватизации также предусмотрена такая форма приватизации как безвозмездная передача гражданам части государственной собственности.
08 Фев 2019 juristsib 284
Приватизация в России в 2020 году
В целом, даже планы правительства по приватизации акций, находящихся в государственной собственности, достаточно скромны.
И, как это было в прошлые годы, в 2020 году вряд ли будет выполнена вся программа приватизации — продана будет лишь незначительная часть наименее значимых и наименее прибыльных компаний.
И даже если вся программа будет полностью выполнена, на рынке это почти не отразится, так как стоимость продаваемых активов крайне мала.
Приватизация в России в 2020 году проходит в соответствии с двухлетним планом, утверждённым Дмитрием Медведевым в 2020. Согласно данному документу, с 2020 года идёт продажа акций более 450 компаний с государственным участием, почти 300 ФГУПов, и множества иных объектов, ранее находившихся в государственной собственности.
Закон РБ О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные обществаСтатья 1
решения о приватизации – решения Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, органов приватизации, определяющие способ, начальную цену продажи (цену) и иные условия продажи объекта приватизации, а также разрешающие иные связанные с приватизацией вопросы в соответствии с настоящим Законом;
субъекты приватизации государственного имущества (далее – субъекты приватизации) – физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;
Рекомендуем прочесть: Штраф За Ксенон В Птф В 2020
Курсовая работа: Приватизация как форма трансформации отношений собственности
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами.
Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Приватизация Форма Управления Государственным Имуществом
Плата за коммерческий наем аккумулируется на расчетных счетах организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, и используется на восстановление и капитальный ремонт жилищного фонда, а также для расчетов с ресурсоснабжающими и подрядными организациями.
Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.
Очевидна необходимость разработки механизмов возможных компенсационных возмещений за недополучение бюджетом средств от продажи государственных активов на аукционах вследствие недооценки либо намеренного занижения стоимости приватизированных предприятий.
Результаты, полученные автором статьи, могут быть использованы при разработке концепций, стратегий, прогнозных планов, дорожных карт и программ в сфере приватизации государственного имущества на региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем государство сохранило значительное количество объектов собственности, требующих управления.
Приватизация и управление государственной собственностью
совершенствование порядка реализации государственного и муниципального имущества, в том числе повышение информационной прозрачности процесса приватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества, совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества;
В рамках решения задачи по дальнейшему сокращению избыточной части государственного и муниципального секторов в процессе административной реформы определены перечни федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, подлежащих реорганизации, ликвидации, приватизации, передаче на другой уровень государственной собственности. В течение 2006 года предстоит продолжить эту работу и принять соответствующие решения в отношении указанных предприятий и учреждений.
Порядок приватизации объектов государственной собственности
При положительном решении о приватизации соответствующий орган приватизации создает комиссию по приватизации, деятельность которой регулируется Положением о комиссии по приватизации, утвержденным Приказом Мингосимущества Республики Беларусь от 17 июля 1996 г. № 171 (в ред. от 12 августа 2004 г. № 194) [145].
Комиссия по приватизации прекращает работу: после государственной регистрации акций в республиканском органе государственного управления рынком ценных бумаг — при создании открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности; при продаже объекта приватизации на аукционе, по конкурсу, при выкупе арендованного имущества арендным предприятием — после принятия органом приватизации решения о способе и об условиях продажи объекта.
Формы управления государственной собственностью разделяют
Приватизация – это принудительная форма превращения государственного имущества в частное имущество, основанная на смене юридического статуса имущества. В зависимости от ее целей, как и национализация, она может осуществляться на эквивалентной или неэквивалентной основе.
В развитых странах приватизация государственного имущества обычно осуществляется на платной основе. В России в начале 90-х гг. XX в.
при переходе от «социалистической» формы собственности к частной (капиталистической) форме собственности имела место бесплатная приватизация, ибо тогдашняя государственная собственность считалась «всенародным достоянием».На первом этапе формируются денежные доходы государства, которые есть тоже государственная собственность, но только на очень короткое время, ибо денежная форма существования собственности есть лишь форма, переходная к действительным, т. е. материальным, формам ее существования. Поэтому данный этап есть лишь этап потенциального формирования имущества государства.
Приватизация как элемент системы управления государственной собственностью
· достижение оптимального состава и структуры государственного имущества Чувашской Республики путем сокращения доли государства в экономике в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;
На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия.
Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн.
рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа.
Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.
Приватизация госимущества или стагнация экономики
По его словам, для государства также важно, чтобы люди не потеряли работу в результате приватизации предприятий. «Но, опять же, если мы будем готовы предоставить им новую работу на новых предприятиях, то я не вижу каких-то проблем с реализацией приватизационной программы.
Именно поэтому я говорю, что нам необходимо двигаться крайне осторожно. Прямо сейчас мы не готовы запустить в Беларуси программу тотальной приватизации. Нам необходимо продвигаться аккуратно, осторожно. Мы понимаем, что рано или поздно эти крупные предприятия будут приватизированы.
И мы получаем из разных стран множество предложений по вопросу приватизации. Но, во-первых, во время экономических кризисов невозможно продать эти компании. Мы это понимаем. И, во-вторых, мы не хотим предоставлять эти предприятия в руки представителей одной страны», — заявил В.
Макей.
В этом году ситуация будет, скорее всего, зеркальной. Законом о госбюджете на 2020 год доходы от приватизации ожидаются еще ниже – 254,7 млн. рублей (около 128 млн. долларов). Так что денег от продажи госсобственности правительство не ждет.
Имущественные отношения
Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» (устанавливает порядок эмиссии и обращения именных приватизационных чеков Республики Беларусь, их использования в период безвозмездной приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, государственные гарантии их владельцам);
4. За период 1991–2015 гг. по данным Государственного комитета по имуществу реформировано свыше 5146 государственных предприятий.
Больше всего были затронуты сферы торговли, услуг (общественного питания, бытового обслуживания), легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, строительной индустрии, отраслей по переработке сельхозпродукции, и обслуживающих сельское хозяйство.
Приватизация государственной собственности
Определение 1
Приватизация государственной собственности – это урегулированная положениями федерального законодательства процедура возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации или собственность регионов, в собственность частным лицам – гражданам или организациям.
Специальным отечественным законодательством предусматриваются основные начала организации процедуры возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации и регионов, в собственность частных субъектов. К числу таких основных начал относятся следующие:
- возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность, реализуется на условиях равенства субъектов, приобретающих такое имущество;
- возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность реализуется на условиях открытости функционирования органов и должностных лиц публичного управления;
- имущество, составляющее федеральную или региональную собственность, передается в собственность частных субъектов – граждан, организаций – исключительно на условиях возмездности. Возмездность предполагает, что встречным предоставлением за передаваемое федеральное или региональное имущество является денежная выплата или передача в государственную или региональную собственность, соответственно, акций или долей хозяйственных обществ, в уставный капитал которого вносится имущество, либо в уставный капитал обществ, которые учреждаются путем преобразования государственных предприятий.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Субъекты приватизации государственного имущества
В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.
При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:
- унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
- организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
- организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.
Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.
Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности
Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:
- направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
- утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
- представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
- разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
- реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.
Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.
Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.
Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.
Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.
Процедура приватизации государственной собственности
Начальная стоимость государственной собственности, подлежащей передаче в частную собственность, устанавливается на основе положений специального законодательства, регламентирующего оценочную деятельность. При этом оценка должна производиться не позднее чем за шесть месяцев до того момента, как имущество будет предложено к продаже.
Законодательством предусматриваются следующие способы приватизации государственной собственности:
- приватизация унитарного предприятия как имущественного комплекса реализуется посредством его преобразования в хозяйственное общество;
- объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме аукциона;
- продажа акций, составляющих государственную собственность, на торгах в форме специализированного аукциона;
- объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме конкурса;
- реализация акций, составляющих государственную собственность, за рубежом;
- объекты государственной собственности реализуются путем публичного предложения;
- объекты государственной собственности продаются без объявления стоимости;
- объекты государственной собственности вносятся как вклад в уставный капитал хозяйственного общества;
- реализация акций по итогам доверительного управления.
Приватизация государственного и муниципального имущества
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества
Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.
Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.
Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.
Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Приоритет законодательства о приватизации
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.
В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.
Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства
Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.
Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.
Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.
Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.
Начало отечественной приватизации
Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.
Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:
- игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
- правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
- способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
- приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.
Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.
Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.
Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:
- при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
- продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
- государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
- госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
- формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.
Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности
Последние изменения: Январь 2020
На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки.
Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже.
Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.
Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)
Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам
В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:
- жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
- земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
- предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.
Для чего нужна приватизация имущества
С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.
Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.
Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки.
С ее помощью решаются вопросы:
- повышения эффективности работы или использования объектов;
- снижение зависимости от бюджета страны;
- увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
- ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
- работа по снижению доли монополий;
- стимулирование рынка кредитования.
Благодаря переводу имущества в частный сектор, появляются новые возможности инвестиций и расширение числа собственников. Применительно к приватизации жилья, граждане получили возможность решать свои жилищные проблемы самостоятельно, приняв в личное владение недвижимость и распорядившись ею по собственному усмотрению.
Как приватизируется государственная или муниципальная собственность
Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:
- С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
- Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
- Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
- При конкурсной реализации акций таких предприятий.
- Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
- Через торги на бирже.
- При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
- Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.
Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.
: приватизация комнаты в коммунальной квартире.
Порядок действий
В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.
Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:
- Этап планирования будущих мероприятий.
- Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
- Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
- Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.
Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.
Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.
Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.
Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.
Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам. Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:
- Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
- При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
- Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте: как оформить земельный па в собственность.
Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.
В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему: