Материальная обеспеченность семьи бывает

Содержание

Материальное положение семьи: определение, особенности расчета

Материальная обеспеченность семьи бывает

На сегодняшний день семья оценивается по уровню материального положения. Он отражает доходы и качество жизни. Во многом сфера связана с профессией, выплатой социальной помощи и прочими факторами. Материальное положение оценивается практически везде: в школе, на работе, в детском саду. Также это важно при назначении различных выплат.

Многим семьям недостаточно дохода, поэтому в большинстве регионов действует положение о материальной помощи. Оно предоставляет возможность получения пособий в случае наступления сложных ситуаций. Дополнительные выплаты предоставляются многодетным и малообеспеченным семьям, безработным гражданам, инвалидам и прочим социальным группам.

Структура семейного бюджета

Материальное положение семьи оценивается по доходам, которые получают все члены. Также здесь имеют значение расходы, которые являются тратами на необходимые для жизни нужды. Доход состоит из денежных средств, получаемых в виде зарплаты, пособий, алиментов, пенсий, процентов от вкладов. Некоторым семьям помогают родственники.

Расходами называют средства, необходимые для обеспечения комфортной жизни семьи. Траты бывают постоянными и непредвиденными. К первым относят регулярные платежи за жилье, услуги, учебу. Постоянно необходимо тратиться на продукты, лекарства, бытовые средства. Деньги регулярно нужны на отдых, развлечения, праздники.

Непредвиденными называют такие расходы, которые появляются в семье неожиданно, но без них нельзя обойтись. Например, потребовалось срочное лечение или обычное медицинское обследование. Также траты могут понадобиться из-за поломки какой-то техники. На этом и строится материальное положение.

Особенности расчета материального положения семьи

Достаток семьи можно подсчитать на основе доходов ее членов. В расчете учитывается заработная плата, подработка, стипендия, пособия, алименты. Каждый вид дохода имеет свою специфику перечисления, обозначенную в законе. Денежные средства могут поступать безналичным и наличным расчетом.

Уровень материального достатка подтверждается платежными документами, свидетельствующими о поступлении средств. Например, если человеку поступает зарплата на карту, то выписка будет служить доказательством постоянного дохода. То же касается сберегательных книжек. Такими способами подтверждается платежеспособность человека.

Грамотное распределение расходов

Необходимо определить расходы, которые происходят каждый месяц. Если данные записать, то этот процесс можно легко контролировать. Необходимо обозначить расходы, от которых можно отказаться, и те, какие необходимы.

Для нужных желательно завести несколько конвертов, куда следует разложить деньги. Это позволит тратить средства экономно.

Платежи

Какое бы материальное положение ни было, необходимо оплачивать обязательные платежи. Только малообеспеченным семьям могут предоставляться льготы на такие расходы. Например, в виде уменьшения сумм. К обязательным платежам относят:

  • коммунальные услуги;
  • кредиты;
  • другие платежи.

Нужно посчитать, сколько уходит на это в месяц. Такие услуги следует оплачивать сразу, не накапливая долги.

Хозяйственные расходы

Материальное положение человека определяет возможность приобретения товаров разного качества. К хозяйственным расходам относят продукты, лекарства, средства гигиены. Их тоже следует контролировать, чтобы не было лишних трат.

Также есть проверенные способы экономии. Например, намного дешевле готовить пищу дома, чем приобретать ее в готовом виде или питаться в кафе. Тем более что домашняя пища вкуснее и полезнее.

Запас

Если часто случаются непредвиденные расходы, то желательно иметь запасные деньги. Они могут пригодиться на отдых, покупки, ремонт. Также необходимы средства для обучения детей.

Запасные деньги желательно класть на счет в банке или книжку. Это позволит сохранить их в течение долгого времени. Кроме того, на них начисляются проценты.

Зарплата

Материальное положение оценивается по заработной плате. Обычно этот вид дохода в каждой семье считается основным. Его получают все трудоспособные граждане, включая подростков.

Заработная плата считается вознаграждением за наемный труд. Ее размер определяется множеством факторов. Обычно на сумму влияет занимаемая должность, а также опыт работы. Нередко материальное положение работника не устраивает, и он ищет другие способы получения дохода.

Предпринимательская деятельность

Многие граждане с основной работы переходят на предпринимательскую. Открыв прибыльный бизнес, можно достойно обеспечивать семью. Главное, нужно трудиться.

Доходы, получаемые от этой деятельности, засчитываются в семейный бюджет. Причем неважно, самостоятельно ли работа ведется или с помощью наемных сотрудников.

Стипендии

Другим источником дохода является стипендия, выплачиваемая студентам и курсантам. Как правило, их выдают учащимся бесплатных отделений. Хоть доход этот небольшой, но все же он входит в семейный бюджет.

Помощь

Как и расходы, доходы могут быть непредсказуемыми. Например, семье могут помогать родственники. Хотя такой доход нигде не фиксируется, все же он входит в состав семейного бюджета.

Кому предоставляется подобная помощь? Обычно в ней остро нуждаются молодые семьи и пожилые родители.

Доходы с имущества

Доход семьи состоит из еще одного интересного пункта – реализации имущества. Только это касается тех случаев, если есть дополнительная недвижимость. С нее тоже можно получать доход, который, возможно, станет постоянным.

Средства, полученные от реализации собственности, тоже считаются доходом семьи. Например, можно сдавать в аренду квартиру, гараж, дом. Деньги от продажи собственности вносятся в семейный бюджет.

Пособия

В связи с тяжелым материальным положением многие семьи не могут позволить себе элементарные средства для жизни. Многим социальным группам выплачиваются пособия, которые также считаются частью семейного бюджета.

Пособия выплачиваются малоимущим семьям. Только в этом случае требуется документальное подтверждение, что доход меньше прожиточного минимума. Тогда семья имеет право на получение денежных средств. Может предоставляться помощь в тяжелом материальном положении.

Безработным гражданам тоже выплачиваются пособия. Только необходимо зарегистрироваться на бирже труда. Дополнительные выплаты положены по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Предоставляют их работодатели и органы социальной защиты. Пособия положены и по инвалидности, причем их выплачивают взрослым и детям.

Пенсии

Доход семьи включает такой вид пособия, как пенсия. Денежные средства выплачиваются по старости, когда человек нетрудоспособен. В России мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а женщины – в 55. Есть социальные группы, у которых пенсионный возраст снижен. Например, военнослужащие начинают получать такое пособие раньше.

Пенсии могут выплачиваться по инвалидности. Суммы зависят от степени тяжести недуга. Обычно это определяется по медицинским анализам, согласно которым выдается документация.

Пенсии начисляются в случае смерти кормильца. Пособия выплачиваются детям до совершеннолетия, а потом автоматически прекращаются. Пенсия в этом случае будет служить главным источником содержания ребенка, а ее размер определяется на основе законодательных документов.

Алименты

К доходам семьи относятся алименты, которые выплачиваются ребенку одним из родителей в случае распада семьи. Также они могут быть утверждены для супруга, например, при уходе за малышом до 3 лет. Этот доход тратится на содержание матери и ребенка.

Алименты могут утверждаться в фиксированном размере или в виде процентов. От бывших супругов зависит, как они определят выплаты – по взаимному согласию или через суд. Алименты начисляются и в браке, когда нет необходимого дохода для обеспечения нормальной жизни ребенка.

Такие выплаты предоставляются и детьми на содержание нетрудоспособных родителей, если последние обратились в суд. Тогда утверждается фиксированный размер алиментов.

Наследство

Основные доходы достаточно различны. Но не все пункты могут встречаться у каждой семьи, поскольку этот вопрос индивидуален. К доходам относят получение средств по наследству.

Если кто-то оформил дарственную или наследство, то это может служить источником получения прибыли. Причем неважно, на кого именно это оформлено. Как правило, наследство в виде имущества начинает реализовываться, что является важным источником дохода.

Подработка

Когда денег от основного дохода мало, ищут дополнительный источник. Это может быть подработка в свободное от работы время. Она бывает официальной и нет. Часто подработка оказывает заметную материальную помощь семье, особенно с финансовыми трудностями.

Все источники доходов определяют материальное состояние семьи. Оно позволяет оценить качество жизни людей. Нередко для оценки положения проводятся опросы, чтобы определить достаток разных социальных групп. У всех семей положение разное, что влияет на их жизнь в целом.

Материальная обеспеченность семьи бывает

Материальная обеспеченность семьи бывает

Например: отец – Сидоро в Александр Константинович, возраст – 39 лет, образование – высшее (экономическое). Мать – Сидорова Наталья Леонидовна, Возраст – 37 лет, образование среднее специальное. Сын – Сидоров Алексей Александрович, возраст – 14 лет, образование – учится в школе;

  • описать структуру (функции защищенности, стабильности, открытая семья или скрытая, духовнаяиморальнаястороначленовсемьи, досуговая и рекреационная функции);
  • следующий пункт – психологический климат и совместимость по психотипу ее членов, т. е. характер, темперамент, положительные и отрицательные стороны каждого члена;
  • определение родительской позиции, в которой должны быть раскрыты цели взрослых членов семьи, проблемы в их достижении (указания способов их решения).

Причём, из-за своей собранности, порой, успевают больше, чем менее загруженные люди, добиваются того, что запланировали, а потому, довольны жизнью. Ищите такие анкеты, где в разделе О себе по используемым в тексте словам чувствуется оптимистичное настроение и, где фотографии говорят о способности вести активный образ жизни.

Уровневость материальной обеспеченности семьи

Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душевых доходов.Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи.

В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним-двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей.

  • количество совместно проживающих людей в доме
  • санитарное состояние жилья
  • наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения)
  • в случае приема в семью ребенка – готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.
  • Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка: на что обратить внимание и как составить акт обследования?
  • Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка?
  • В какое время проводится обследование ЖБУ?
  • На что обратить внимание при проверке ЖБУ?
  • Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи
  • В акте указывается:
  • Уровневость материальной обеспеченности семьи.
  • Социальные условия семьи
  • АКТ обследования жилищно-бытовых условий
  • 1.

Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.

  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью.

А загружать и без того загруженных ненужной писаниной учителей еще и подобными исследованиями профилактического характера, подвергать всех подозрению, что они плохо воспитывают детей, бессмысленно. Хотя в тоталитарном государстве желание контролировать все и всех может приобретать и такие абсурдные формы.

Инициатив, касающихся школы, в последнее время немало.

Например, предлагается законодательно закрепить норму о материальной ответственности родителей учащихся за порчу имущества учебных заведений.

Председатель комиссии»палаты представителей» по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович рассказал, что проект Кодекса об образовании предусматривает дисциплинарную ответственность для учителя, ученика и родителя.

Многодетные семьи по закону должны обеспечиваться безвозмездными субсидиями на приобретение жилья, размер которых зависит от количества детей, и льготами по оплате коммунальных услуг [28].

Таким образом, результаты исследования показывают, что получить реальную поддержку власти в улучшении жилищных условий семьи практически невозможно.

Отсутствие перспектив в решении жилищной проблемы останавливает многие семьи от рождения детей в семье, либо формирует стратегию достижения и опоры на собственные силы и средства с риском остаться вовсе без детей.

В настоящее время практически половина петербургских семей с детьми (238,9 тыс. семей от 490 тыс. имеющихся семей) нуждается в улучшении жилищных условий и состоит на учете более 10 лет

[29].

  • Есть основания предполагать, что ребенок замешан в противозаконных деяниях. Что обусловлено неблагополучной атмосферой в семье
  • Неоднократно поступали заявления от соседей.

Материальная обеспеченность семьи какие бывают

Материальная обеспеченность семьи бывает

Многим семьям недостаточно дохода, поэтому в большинстве регионов действует положение о материальной помощи. Оно предоставляет возможность получения пособий в случае наступления сложных ситуаций. Дополнительные выплаты предоставляются многодетным и малообеспеченным семьям, безработным гражданам, инвалидам и прочим социальным группам.

Материальное положение семьи: определение, особенности расчета

Хотя, для серьёзных отношений важен ответ стабильный средний доход, хорошо зарабатываю / обеспечен, но многим подойдёт и ответ постоянный небольшой доход, за неимением лучшего. И, даже, непостоянные заработки, при условии, что есть желание работать, отсутствуют вредные привычки и делаются комплименты, дарятся подарки.

Как написать о своём материальном положении, заработках, доходе, обеспеченности

Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.

Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего

1. «Мы всем обеспечены, считаем, что живем очень хорошо» (2,5% респондентов, 79 человек).

Самые обеспеченные – самые молодые (средний возраст 29 лет; 60% респондентов моложе 30 лет) и самые образованные — половина имеет высшее и незаконченное высшее образование (средний показатель для всего массива — 35%).

Заметно преобладание мужчин в сравнении со средними показателями для населения (в группе 57% мужчин и 43% женщин, а средние цифры для массива – 47% и 53%, соответственно). По семейному статусу и числу детей группа не сильно отличается от средних показателей.

Наиболее распространенный размер домохозяйства – 3 человека (41% ответивших). Среди респондентов этой группы немного снижена доля тех, кто не имеет никакой миграционной истории и родился в том городе, где проводился опрос (54% против 58% в среднем).

Что мы сделали не так? — спросила его мать агенты, когда они обыскали дом. Арест Хана последовал за попыткой нападения в том же месяце на мероприятии в Гарланде, штат Техас, где карикатуристы нарисовали пророка Мухаммада. Его изображение запрещено в исламе. Два нападавших — Элтон Симпсон и Надир Софи из Феникса — были убиты полицией.

Какая бывает материальная обеспеченность семьи

Семья должна удовлетворять аффективные потребности своих членов, потому что эмоциональные ответы от одного человека на другого обеспечивают основные преимущества семейной жизни.

Аффективная безопасность является основой для гармоничного развития личности и происходит из аффективного альянса сознательной и функциональной пары, способной исправить ребенка образ семьи, на котором он должен структурировать его позже.

С психологической точки зрения члены семейной группы создают сеть коммуникаций, которая объединяет их как семью и которая передает чувства и эмоции, необходимые для удовлетворения аффективных потребностей, чтобы способствовать нормальному росту и зрелости ребенка, В этой взаимосвязи прогнозируется, то есть передача, любовь, любовь, которая необходима ребенку как пища и значение которого проявляется с периода беременности.

Материальная обеспеченность семьи бывает

Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.

Какое бывает материальное положение семьи для характеристики

в) Малодетная семья (семья с одним-двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребенка по сравнению с однодетной возрастает, по наблюдениям социологов, более чем в три раза. Если в однодетной разводится каждая вторая пара, то тут — лишь каждая шестая-седьмая семья.

Учебник: Психология семьи

Пытаясь применить идею разницы жизненных шансов как важнейшего стратифицирующего признака применительно к российским условиям (от вопроса о том, чем обуславливается эта разница шансов, мы в данной статье отвлекаемся), мы исходили из того, что за годы российских реформ в системе социальной стратификации российского общества произошло заметное углубление дифференциации материального положения, качества жизни и жизненных шансов для различных групп и слоев. Этот факт уже осознан и зафиксирован и массовым сознанием — как неоднократно показывали исследования Института комплексных социальных исследований РАН (ИКСИ РАН), именно своим материальным положением и реальным образом жизни руководствуется большинство россиян, определяя сегодня свой социальный статус в обществе. Основная проблема, заключается в том, что именно следует рассматривать в качестве критериев реального уровня благосостояния людей. Ведь зачастую в основу оценок уровня материальной обеспеченности населения социологами кладется какой-то один критерий — как правило, это либо критерий среднедушевого дохода (в условиях современной России, безусловно, скорее искажающий, чем отражающий реальную картину), либо субъективные оценки материального положения (которые также имеют весьма косвенное отношение к действительным жизненным стандартам россиян, а скорее являются индикатором уровня их притязаний5).

Обратите внимание =>  22 процента в пенсионный фонд 2020

Материальная обеспеченность семьи

Как уже отмечалось, скрытое семейное неблагополучие не менее вредно для формирования личности ребенка, чем открытые (явные) формы его проявления.

Проблема заключается в том, что на внутреннее неблагополучие в семьях почти не обращается внимание общественности, что не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации и не снижает опасности личностной деформации воспитывающихся в них детей.

Кроме того, сами взрослые члены семейной группы вынужденно играют социальные роли счастливых супругов или родителей, пытаясь использовать ребенка в особой функции, которая их устраивает.

Что касается интересов самого ребенка, то о них при этом либо вообще не думают, либо искренне убеждены в том, что так будет лучше и для ребенка. При этом ребенком кто-то из взрослых может пользоваться для того, чтобы сгладить свои личные трудности или замаскировать проблемы, общие для всей семьи.

Семьи состоятельных (материально обеспеченных) людей

Результаты контент-анализа незаконченных предложений показали, что 47 % подростков из семей с материальным уровнем ниже среднего и 70% подростков из семей со средним и выше достатком отметили ценность обучения и образования как значимую для себя. Были получены следующие варианты ответов на предложение «В моей жизни важно.

»: «Получить образование», «Хорошо учиться», «Успешно закончить школу», «Поступить в институт», «Получить диплом» и др.

Подростки из семей с материальным уровнем ниже среднего связывают обучение и образование, прежде всего, с достижением высокого материального положения — получение образования должно гарантировать в будущем высокую зарплату и материальный достаток. А так же образование должно быть престижным, то есть цениться и одобряться в обществе (собственный престиж).

22% подростков основным результатом обучения видят возможность достижения материальных благ. На предложение «Учатся, для того, чтобы. » были получены следующие варианты ответов: «Заработать деньги на жизнь», «Обеспечить себя», «Крепко встать на ноги и не от кого не зависеть» и др.

Обратите внимание =>  Бух учет спец счетов участников электронных торгов

Чтобы получить законное право на соцпомощь малообеспеченным семьям необходимо получить статус малоимущих. Заявление подается в орган соцподдержки (собес), где при соблюдении всех условий будет заключен договор на оказание финансовой поддержки государства. С этим документом далее можно обращаться всюду и предоставлять его, как доказательство социального статуса.

Права и льготы малоимущих семей в 2020-2020 году

Следующий важный критерий, которому должна соответствовать семья для признания ее малоимущей, — наступление тяжелого материального положения по причинам, от них не зависящим.

Это означает, что семьи, в которых трудоспособные люди не трудоустроены из-за своего нежелания (например, алкоголики или наркоманы), не вправе претендовать на льготы, предназначенные для действительно нуждающихся семей.

Какую семью можно признать малоимущей, помощь малоимущим семьям

Важен тот факт, что к малообеспеченным семьям относятся только люди, находящиеся в проблемном денежном положении из-за обстоятельств, на которые они не могли повлиять самостоятельно.

Если же трудоспособные члены семьи по своей вине испытывают финансовые трудности, не работая по причине нежелания, или же по причине злоупотребления алкоголем (наркотическими веществами), такие люди не имеют права на получение помощи государства.

Уровень дохода семьи для получения статуса малоимущей

06 Дек 2018      yurisaktobe         309      

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа.

Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи.

На сегодняшний день семья оценивается по уровню материального положения. Он отражает доходы и качество жизни. Во многом сфера связана с профессией, выплатой социальной помощи и прочими факторами.

Материальное положение оценивается практически везде: в школе, на работе, в детском саду. Также это важно при назначении различных выплат.

Многим семьям недостаточно дохода, поэтому в большинстве регионов действует положение о Оно предоставляет возможность получения пособий в случае наступления сложных ситуаций.
Дополнительные выплаты предоставляются многодетным и малообеспеченным семьям, безработным гражданам, инвалидам и прочим социальным группам.

Характеристика семьи

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка.

СВЧ-печей, ни автомобилей, ни дач, ни даже просто земельных участков под огороды).

Дополнительным подтверждением существования пяти групп, отличающихся по материальному благосостоянию, служит четко прослеживаемая от группы к группе разница в доле семейного дохода, которая тратится на питание – соответствующий вопрос был задан респондентам (рис. 2).

Рисунок 2. Процент семейного дохода, уходящий на питание в месяц, в зависимости от уровня материального благосостояния

Данные исследования четко подтверждают известный постулат, что с ростом благосостояния уменьшается доля затрат на питание в семейном бюджете .

Региональные особенности материального положения респондентов отражены в таблице 3 и на рис.3.

Состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребен­ком, многодетная, разведены и т д.)

Материальная обеспеченность семьи бывает

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Алгоритм изучения семьи

Важноизучить:

  1. состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребен­ком, многодетная, разведены и т.д.);

  2. жилищно-бытовые условия;

  3. материальную обеспеченность;

  4. воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

  5. характер взаимоотношений в семье:

    • между взрослыми членами семьи (гармоничные, ком­промиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

    • между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равнопра­вие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконт­рольность);

    • позицию ребенка в семье (педагогически оправдан­ная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не инте­ресуется; запуган авторитарным отношением, неуве­рен в себе, избегает общения с родителями; на поло­жении «Золушки»);

    • отношение ребенка к родителям.

Выделяютчетыре установки ребенка по отношениюк родите­лям и самому себе:

      • «Я нужен и любим и люблю вас тоже»;

      • «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;

      • «Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизить­ся к вам»;

      • «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции являютсяоптимальными для развития ре­бенка.Они обеспечиваются демократическимотношением к нему, т. е. признанием такогоже права на существование его вкусов,мыс­лей, чувств, как у взрослого. Ксожалению, чаще встречается ме­нееблагоприятная установка, что создаетпроблемы в развитии личности.

Можно выделитьследующие типы отношений ребенка кроди­телям: дорожит семейнымиотношениями; родители авторитетны;относится безразлично; относитсяпренебрежительно; остро переживаетсемейную драму; тяготеет к одному изчленов семьи.

Рекомендуется выделить тепроблемы в семье, которые оказы­ваютнегативное воздействие на ребенка,могут приводить его в состояние скрытыхи явных конфликтов (отклонения в поведениичленов семьи: алкоголизм, наркомания ит.д., низкий достаток, слабый воспитательныйпотенциал, конфликтные взаимоотноше­нияи т.д.).

Знание «проблемного поля» всемье позволит педагогу в даль­нейшемлучше понять причины тех или иныхпоступков ребенка, объективно оценитьего состояние, вовремя оказатькоррекционную помощь и поддержку.

Семья как фактор воспитания

Механизм влияния семьи наформирование личности представлен втаблице 3.

НаIуровне анализа семьи как факторавоспитания следует выделить социальноеположение родителей, демографическийсо­став семьи и характер семейныхотношений. Анализ теоретическихисточников и педагогической практикипоказывает, что существен­нымипараметрами этих трех факторов являются:

  1. Социальное положение родителей:

  • профессиональное по­ложение — рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные вариан­ты профессионального положения отца и матери;

  • социально-политическое положение — активная социальная позиция, нейт­ральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей.

  1. Демографический состав семьи:

  • состав взрослых членов се­мьи — мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрос­лые; отчим в семье; неродная мать; опекуны;

  • состав детей — один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, при­емные дети, родные и неродные дети.

  1. Характер семейных отношений:

  • взаимоотношения родите­лей — демократические отношения на основе любви и взаимоува­жения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязнен­ные взаимоотношения между родителями;

  • родители и дети — демократические отношения, авторитарные, либеральные, широ­кие (или ограниченные) взаимоотношения;

  • дети между собой — неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения;

  • внесемейные связи — круг общения семьи, предметы и культу­ра общения; связь с социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными воспитательными учреждениями; кор­ректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения.

Следствиемдействия перечисленной группы факторовявляют­ся выделенные нами факторы IIуровня: материальный, образова­тельныйи культурный уровень семьи. Основнымипараметрами этих факторов являются:

  1. Материальный уровень семьи:

    • материальное обеспечение семьи — уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие не­обходимого, недостаток его, излишки);

    • материальные потреб­ности семьи — в пределах нормы, завышенные, заниженные;

    • характер удовлетворения материальных потребностей и распре­деления материальных благ — преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образо­вательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное рас­ходование средств;

    • отношение детей к материальным цен­ностям — адекватное, потребительское, безразличное.

  2. Образовательный уровень:

    • родители равного образова­тельного уровня — высшее образование, среднее, среднее спе­циальное, низкий образовательный уровень;

    • родители с раз­личным образовательным уровнем — незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в об­разовательных уровнях отца и матери.

  3. Культурный уровень семьи:

    • степень освоения культуры членами семьи — высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности;

    • руководство культур­ным развитием детей — активное участие родителей, попуститель­ство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.

IIIуровнем анализа семьи как факторавоспитания следует счи­тать интегральныйуровень, на котором семья непосредственновлияет на ход воспитательного процесса:

  • семья как воспита­тельная среда — наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности де­тей; семья как руководитель развития личности ребенка (умствен­ного, нравственного, эстетического, трудового);

  • участие семьи в формировании мировоззрения детей — влияние самой семьи, использование в несемейных факторов воздействия (школы, вне­школьных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей);

  • семья как организатор разнообразных видов деятельности де­тей — учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятель­ности общения, игровой, художественно-творческой, физкультур­ной);

  • семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности;

  • педагогическая культура семьи — осознан­ное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагоги­ческого стиля в семье; непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитатель­ное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспита­ния, определить содержание воспитательных воздействий, ошиб­ки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознатель­ное);

  • педагогический стиль руководства детьми в семье — авто­ритарный, демократический, либеральный, смешение стилей ру­ководства;

  • отношение детей к педагогическим воздействиям семьи — позитивное восприятие, нейтральное, негативное, кри­тическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.

МаленковаЛ. И. Педагоги,родите­ли и дети. — М., 1994. — С. 45-46.

Анкета

Предлагаемая анкета поможетопределить взаимоотношения в семье,выявить семейные конфликты и наметитьпути их устра­нения.

1. Вы считаете взаимоотношенияв вашей семье:

  1. очень хорошими;

  2. хорошими;

  3. не очень хорошими;

  4. плохими;

  5. не очень плохими.

2. Считаете ли вы своюсемью дружным семейным коллективом?

3. Какие семейные традицииспособствуют укреплению вашейсемьи?_________________________________________________

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собираетсявместе?

  1. ежедневно;

  2. по выходным дням;

  3. редко.

5. Что делает ваша семья, собравшисьвместе?

  1. решаете сообща жизненные проблемы;

  2. занимаетесь семейно-бытовым трудом;

  3. работаете на приусадебном участке;

  4. вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

  5. обсуждаете вопросы учебы детей;

  6. делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

  7. каждый занимается своим делом;

  8. допишите…

6. Бывают ли в вашей семье ссоры,конфликты?

  1. Да;

  2. часто;

  3. иногда;

  4. редко;

  5. не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  1. непониманием членами семьи друг друга;

  2. нарушением этики взаимоотношений (грубость, невер­ность, неуважение и др.);

  3. отказом участвовать в семейных делах, заботах;

  4. разногласиями в вопросах воспитания детей;

  5. злоупотреблением алкоголем;

  6. другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешениянравственных конфликтов в ва­шейсемье?

примирение;

  1. обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

  2. рекращение конфликтов на некоторое время;

  3. обращение за помощью к другим людям (родителям, со­седям, друзьям, учителям);

  4. конфликты практически не разрешаются, имеют затяж­ной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями илиучастниками семейных кон­фликтовмежду взрослыми?

10. Как реагируют дети на семейныеконфликты?

  1. переживают, плачут;

  2. становятся на сторону одного из родителей;

  3. пытаются помирить;

  4. уходят из дома;

  5. замыкаются в себе;

  6. относятся безразлично;

  7. становятся озлобленными, неуправляемыми;

  8. пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что вы намерены делать дляукрепления семейно-бытовых отношенийи улучшения микроклимата в вашей семье?

  1. Документ

    … аптечного сорбита, разведя их в … семья тоже. Но не всегда в семье может быть полное согласие. Например, однаСтруктура клетки сложная. Ее основу состав … над умирающим ребен­ком и другие). … почему многодетнаясемья берет … ведет к неполному сгоранию шлаков …

  2. Документ

    одним видом неполнойсемьи является «материнская се- мья», в состав … решение за ребенком. Хаотический … . Итак, полнаяструктура «Я-вы- сказывания … или оба супруги разведены, и браком … 1999. Ачильдиева Ф.Н. Городская многодетнаясемья // Социс. 1990. № …

  3. Документ

    … Сравните структурунеполной психологической … семей опекунов, многодетных, … слегка разведены в … С одной стороны, … с ребен­ком, расширения … полная асоциальность психологической позиции. 6. Путь к полной … службы (структура, кадровый состав, обеспечение …

  4. Документ

    неполноесемей (семья из трех человек: мама, папа, ребенок, многодетнаясемья, семья … о структуре трудового … семье. Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьиребен­ком … выполняют одну … вместе, разведены в стороны … полную

  5. Документ

    одной-единственной социальной группы, как того требует структура … — Прим. сост. франц. издания. … разделяет неполно­ценность … разведены, что думают дети по поводу проживания у одногоКому-то в полной мере … пог­ребенными. … чтобы многодетнымсемьям для …

Другие похожие документы..

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.