Как Проходят Техосмотр На Новой Машине В Беларуси
Эксперимент: пройти техосмотр без уплаты госпошлины
Для кого-то прохождение ТО без разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении — обычное дело. Многие высказались в х под статьей «Почему я до сих пор не проходил техосмотр», что поступают именно так уже не первый год.
В ГАИ же говорят: выросло количество аварий по причине технических неисправностей — именно это стало толчком к проведению декады «Техосмотр». Я решил выяснить, можно ли улучшить статистику, обойдя стороной госпошлину, — в конце концов, обещал во вчерашней публикации. Стоит сразу предупредить — от штрафов по 18.12.
5 КоАП процедура не спасет, однако даст уверенность в безопасности своей машины.
Так можно?
Мужчина, оформляющий результаты ТО, долго беседует по мобильному телефону насчет прокладки труб и строительных перипетий. Ничего, подождем.
Сотрудник может себе это позволить — в последнее (довольно длительное) время в домике, где он работает, совсем пусто. Очередей нет.
Основной поток (если можно использовать это слово) — с самого утра, приезжает три-четыре автовладельца. Бóльшую часть дня мужчина, вероятнее всего, проводит в одиночестве.
Только после обсуждения личных дел он интересуется, чем мне можно помочь.
— Я хотел бы пройти линию техосмотра на новом автомобиле — Geely 2019 года выпуска. В законе написано, что можно не проходить, но я хочу. Это возможно?
— Если вы сами желаете, то нет вопросов. Вы оплачиваете услугу — вам выдают диагностическую карту. Как я понял, техосмотр машина еще не проходила. А допуск вы получать не будете?
— Нет сильного желания.
— Давайте уточним, сможем ли провести по нашей базе, подойдем на саму станцию. Тут проблема может возникнуть, что нельзя зарегистрировать автомобиль этого года (только предыдущие).
Ребята, занятые непосредственно проверкой, подтвердили: пройти линию возможно, ПО базы позволяет. Надо лишь оплатить услугу.Для оплаты нужны только деньги и техпаспорт. Девушка в банке не обнадежила: «Как наклейку не оплачиваете? Хотите пройти техосмотр без госпошлины? Ну, не знаю. Мне кажется, вас развернут».
Тем не менее оплату провела, печать поставила. В кассу — 20,5 рубля. Квитанция понадобится для получения диагностической карты.
Следовательно, можно выкладывать на видное место огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки, а после — готовиться заехать на линию.
Зачем это нужно? Законодательство
Как уже замечено, от штрафов прохождение линии без уплаты госпошлины (а следовательно, без выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении) не спасет.
Причина всех маневров в том, что ГАИ делает упор на небезопасности машин без ТО, отчетливо понимая — люди игнорируют процедуру из-за дорожного сбора. Говорят, аварий по причине технических неисправностей стало на 13% больше по итогам 2018 года — целых 8 ДТП.
При этом доля таких происшествий в общем количестве составляет менее одного процента. Произошло совмещение понятий «техосмотр» и «допуск к участию в дорожном движении», хотя на самом деле они различны.
Водителей штрафуют не за отсутствие ТО, а за «управление ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении». Статья 18.12.5 КоАП предусматривает предупреждение или штраф от 1 до 3 б. в. для первого раза и штраф от 2 до 5 б. в. при повторности в течение года.
Постановление Совмина №630, которое утверждает порядок проведения ТО, подчеркивает, что два этих термина не идентичны. Даются отдельные определения гостехосмотру и разрешению на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
ГТО — совокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении ТС, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА).
А разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении — это документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям ТНПА, а также наличие документов (диагностической карты, водительского удостоверения, техпаспорта, сертификата о прохождении гостехосмотра, страховки, медсправки, квитанции об уплате).
Таким образом, водителей штрафуют не за недостающую печать в сертификате, а за невыданное разрешение — отсутствие той самой наклейки, которая размещается на внутренней стороне лобового стекла.Повторюсь: фраза «штраф за непройденный техосмотр» юридически не верна, пусть мы и привыкли видеть ее в СМИ, в которых допускается упрощение официально-делового стиля речи. На мой взгляд, наклейка имеет довольно опосредованную связь с безопасностью.
Именно для спокойствия в этом вопросе и был создан техосмотр. С этой целью я его и прохожу в обход разрешения на допуск.
Что из этого вышло?
Заезжаю на линию. Сотрудник «Белтехосмотра» немного удивлен тем, что видит новый автомобиль, однако проводит процедуру по заученному сценарию. Протягиваю водительское удостоверение и техпаспорт, в ответ получаю анкету, в которую нужно вписать личные данные, информацию о машине, номер медсправки. Пока заполняю бумагу, мужчина что-то набирает на компьютере.
Далее — знакомый, но для некоторых водителей уже немного забытый процесс из нескольких этапов. Проверка работы передних и задних фонарей, тормозных усилий при нажатии педали и затягивании ручника, рулевого управления, замер экологических показателей выхлопа. Если кому-то интересно, то у Geely уровень СО равен 0,04% на холостом ходу и 0% на повышенных оборотах.
Результат очевиден — у автомобиля 2019 года с пробегом 5 тысяч километров все в порядке, или, как указано в диагностической карте, «ТС установленным требованиям соответствует». «Проблем вообще никаких. Ну а что вы хотели найти в новой машине?» — удивляются работники. А я в ответ удивляюсь, зачем вообще нужно проходить техосмотр на недавно купленном автомобиле.
Финал спектакля происходит у будки оформления документов на самой линии. «Мне нужна только квитанция об оплате и анкета, — говорит молодой человек, сидящий перед компьютером. — Я выдаю только диагностическую карту. Допуск к участию получают в отдельном здании с табличкой „Оформление результатов“».
Пока распечатывается карта, спрашиваю:
— Наверняка я не один такой, кто проходит ТО, но за наклейкой не идет.
— Ну, каждому свое, — многозначительно отвечает сотрудник. — Хотя чтобы кто-то проходил на новых машинах, я не припомню. Если вам не нужна наклейка, сейчас вы просто выезжаете — и поехали. Больше ничего не надо. Если необходим допуск, тогда нужно идти в банк платить госпошлину.
С этими словами мне вручают диагностическую карту. Кроме того, я получаю печать с актуальной датой в сертификате о прохождении техосмотра. Только ставят ее на обратной (чистой) стороне документа. На фронтальной отметок как не было, так и нет.
А что со штрафами?
Во время прохождения техосмотра я заметил, что личные данные и информация о машине были использованы сотрудниками «Белтехосмотра». То есть они заполняли некую анкету.
Не та ли это база, которой пользуются во время рейдов? Напомним, как организована работа в рамках декады «Техосмотр»: водитель-инспектор патрулирует улицы, а работник «Белтехосмотра» вбивает в базу номера проезжающих мимо машин; если есть нестыковка, нарушителя останавливают.
Звоню в «Белтехосмотр»: «Во время рейдов используют базу пройденного ТО (которая, вероятно, оформляется на линии) или базу допусков к участию в движении (предположительно заполняется в окошке оформления результатов)?» Для первой, как мы выяснили, квитанция об оплаченной госпошлине не нужна, для второй дорожный сбор обязателен.
— Административная ответственность предусмотрена за управление без разрешения на допуск, — отвечают на другом конце трубки.
— То есть та база, которая задействована в рейдах, — это список автомобилей с допусками? Потому что ТО можно пройти и без получения допуска.
— Кто вам такое… Конечно можно. Ну и дальше что? Остановят и оштрафуют. Проверяют в потоке по базе выданных разрешений.
Слова сотрудника «Белтехосмотра» подтверждают — прохождение ТО, уверенность в технической безопасности нужны в основном самому автомобилисту. Госрегулятора интересует в первую очередь разрешение — наклейка, за которую нужно дорого заплатить.С какой периодичностью проходят техосмотр и какой штраф грозит за несвоевременное прохождение?
Наличие пройденного технического осмотра обеспечивает разрешение на участие транспортного средства в дорожном движении.
Отсутствие техосмотра влечёт за собой наложение штрафа, размер которого определяется исходя из частоты случаев нарушения.
Во избежание неприятных последствий и возможности стать участником ДТП техосмотр в Минске следует проходить своевременно согласно действующему законодательству. Давайте узнаем основные нюансы, как пройти техосмотр и избежать штрафа.
Как часто необходимо проходить технический осмотр?
Периодичность прохождения диагностики транспортного средства зависит от срока действия сертификата, полученного ранее. Дата его истечения должна быть отмечена в документе. В зависимости от типа авто технический осмотр должен производиться:
- каждые полгода. Для легковых авто и микроавтобусов, владельцы которых занимаются коммерческими перевозками пассажиров, автобусов и других ТС, на которых перевозятся пассажиры с количеством мест не менее 8, кроме водительского; для грузовых автомобилей, на которых перевозят опасные грузы; для легковых автомобилей возрастом 5 и более лет, на которых проводится обучение вождению;
- ежегодно. Для легковых, грузовых, тягачей, прицепов и других видов автомобилей (с не установленным годом выпуска или установленным — не менее 10 лет, включая год выпуска), масса которых не превышает 0,75 тонны за исключением транспортных средств, которые должны проходить техосмотр каждые полгода;
- раз в два года. Для легковых транспортных средств, прицепов (массой до 0,75 тонн), квадроциклов, мопедов и иного мототранспорта, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска. Исключение составляют транспортные средства, техосмотр которых должен проходить каждые полгода или год.
Обратите внимание. 1. Транспортное средство должно быть представлено для прохождения технического осмотра не позднее десятидневного срока с момента его регистрации. 2. Для ТС, выпущенных до 2-х лет назад, диагностика не проводится, но владелец авто обязан после регистрации обратиться за выдачей разрешения к участию транспортного средства в дорожном движении (в течение 10 дней).
Какое время даётся на прохождение после постановки на учет?
После регистрации автомобиля в ГАИ автовладельцу даётся 10 дней на выполнение диагностики авто и получение талона о прохождении техосмотра.
Обратите внимание. 1. Если владелец транспорта меняется, тогда процедуру необходимо пройти заново. Отметка будет перенесена в техпаспорт нового владельца. 2. Если год выпуска автомобиля совпадает со временем его регистрации, тогда не нужно проходить технический осмотр. Но следует получить штамп допуска к участию в движении, обратившись на диагностическую станцию.
Какова стоимость техосмотра в РБ?
Размер платежа за прохождение технического осмотра зависит от вида транспорта. Станции предлагают свои расценки и тарифы на эту процедуру и её этапы (проверка тормозов, световых приборов, герметичности агрегатов и т.д.). Уточнить стоимость вы сможете в конкретной диагностической станции, на которой остановите свой выбор.
Каков штраф за непройденный техосмотр?
За отсутствие техосмотра предусмотрено предупреждение или штраф, размер которого может варьироваться от 1 до 5 базовых величин в зависимости от количества нарушений в году (1-3 базовые величины за первое нарушение, 2-5 базовых величин за повторное нарушение в течение года).
Где и как можно оплатить госпошлину?
Чтобы пройти техосмотр, необходимо оплатить пошлину на транспортное средство.
Совершить платёж можно в любом банковском или почтовом отделении, достаточно сказать кассиру о том, что вам нужно оплатить государственную пошлину за техосмотр и предъявить техпаспорт.
Размер пошлины зависит от размера базовой величины и зависит от массы ТС (от 3-х базовых за легковой автомобиль массой не более 1,5 т) и типа владельца (юридическое / физическое лицо).
Обратите внимание. Если вам нужно проходить техосмотр каждые шесть месяцев, тогда госпошлина оплачивается в двойном размере. Квитанцию сохраняйте! Для транспорта особого назначения предусмотрены льготы на оплату.
Где получить диагностическую карту?
Диагностическая карта ТС выдаётся после прохождения технического осмотра. В процессе проверок транспорта (в автоматическом режиме) формируются все данные, распечатываются и отдаются владельцу.
Какие документы подготовить?
Вам нужно иметь при себе: техпаспорт, водительское удостоверение + талон, медицинскую справку, страховку, квитанции об уплате госпошлины, техосмотра, сертификата на лобовое стекло.
Что проверяют?
При диагностике автомобиля проводится проверка работоспособности: передних и задних фар; тормозной и выхлопной (содержание в ней вредных веществ) систем; подвески; ближнего и дальнего света; поворотников, противотуманок, омывателя. Кроме того, у вас будут проверять наличие и срок действия страховки, аптечки и огнетушителя.
Обратите внимание. При выявлении неисправностей на их устранение даётся 20 дней.
Найти все станции, где можно пройти техосмотр в Минске, поможет каталог TAM.BY.
«Вариант — не продавать страховку тем, кто не прошел техосмотр». Что предлагает изменить «Белтехосмотр»
«У нас есть масса идей, как сделать удобную и понятную схему прохождения техосмотра и уплаты дорожного налога», — уверенно говорит директор УП «Белтехосмотр» Юрий Ленчевский. AUTO.TUT.BY поговорил со специалистом о том, каким может стать техосмотр в будущем и сколько водителей его сейчас не проходят.
Дарья Бурякина, TUT.BY
«Больше 50 процентов водителей не проходят техосмотр»
Ни для кого уже не секрет, что белорусские водители все чаще игнорируют прохождение техосмотра.
— Периодические новости о том, что дорожный налог отвяжут от техосмотра, сильно усугубляют ситуацию, — не скрывает директор «Белтехосмотра» Юрий Ленчевский. — После любых новостей о техосмотре наши телефоны превращаются в горячую линию, где задают один вопрос: «Когда уже отвяжут дорожный сбор от техосмотра?».
По статистике в 2006 году было выдано чуть больше миллиона разрешений на участие в дорожном движении. Это притом что парк страны составлял чуть больше трех миллионов транспортных средств.
До 2013 года был постоянный рост количества тех, кто проходит техосмотр. И в 2013 г. произошел настоящий всплеск после сообщений о том, что дорожный налог привяжут к техосмотру.
В тот год было выдано 1 млн 800 тысяч разрешений при 3 млн 800 тысячах зарегистрированных авто.
А вот с 2014 года — когда ввели уплату дорожного сбора — спад.
— В прошлом году техосмотр прошли 1 млн 150 тысяч автомобилей. На учете же стояло 4 млн 380 тыс. транспортных средств. По самым скромным нашим оценкам, без техосмотра ездят сейчас минимум 50 процентов авто.
Игнорируют процедуру даже юрлица.
— Если говорить о такси, то по республике было выдано меньше 8 тысяч разрешений на их участие в дорожном движении. Из них в Минске — 1400 разрешений.
И это притом что автомобили такси должны дважды в год проходить техосмотр. Но в проекте указа (который сейчас рассматривает правительство. — Прим. TUT.
BY) не предусмотрено решение вопроса по оплате пошлины юрлицами — соответственно, такси так и будут ездить без ТО, — говорит Юрий Ленчевский.
Юрий Ленчевский, директор УП «Белтехосмотр»
Отметим, что только по примерным оценкам, в Минске услугу такси оказывает не менее 15 тысяч автомобилей.
— Единственное, где мы наблюдаем увеличение прохождения техосмотра, это юрлица, которые занимаются международными перевозками. Там без ТО не получишь международный сертификат, — объясняет Юрий Ленчевский.
Один из вариантов решения проблемы — не продавать страховки, пока не будет ТО
Ситуацию с отвязыванием пошлины от техосмотра обсуждают уже два года. Сначала автомобилисты ждали это решение к июлю 2019 года, потом — к январю 2020. Но документ так до сих пор и не подписан.
— На мой взгляд, наши законодатели изобретают слишком сложную схему в плане контроля и реализации. Я считаю, все можно было сделать гораздо проще и уже давно, опираясь на опыт соседей. Взять ту же Россию. Там просто не оформляют ОСАГO без техосмотра. Мы предлагали в свое время нашим страховым организациям пойти по такому же пути. Но они опасаются, что потеряют доходы.
«Белтехосмотр» предлагал такую схему: владелец проходит техосмотр, получает диагностическую карту, с которой можно оформить полис «автогражданки». Это должно было заинтересовать страховые компании, потому что сейчас они вообще не фиксируют, был техосмотр или нет у автомобиля, попавшего в ДТП.
«Белтехосмотр» выступает за такой порядок: за непройденный техосмотр — административная ответственность, а дорожным сбором пусть занимаются фискальные органы — налоговая инспекция, например. Не оплатил автомобилист в течение года — начисляется пеня за каждый день просрочки.
На данный момент, напомним, власти рассматривают вариант, при котором дорожный сбор все-таки отвяжут от ТО, а платить его можно будет помесячно. Предполагалось, что неплательщиков сбора будут вычислять средствами видеофиксации, заниматься этим должна транспортная инспекция.
— А это, на мой взгляд, повлечет определенные затраты на увеличение численности инспекторов, так как кому-то этим надо заниматься. Для организации видеомониторинга необходима сеть, которой на сегодняшний день нет. Причем финансирование этой сети предполагается возложить на организации, владеющие камерами видеофиксации.
«Мы готовы отказаться от наклейки на лобовом стекле уже в 2021 году»
— Сегодня в стране есть сеть из порядка 230 диагностических станций, из них только 10% принадлежит «Белтехосмотру». То есть непосредственно к нашей организации относится чуть больше 20 станций.
У остальных — другие собственники, в том числе частные организации. При этом функция осуществления административной процедуры по выдаче разрешений возложена на нас. То есть мы обязаны на каждой станции держать своего специалиста, который выдает разрешения.
Эту систему «законсервировали» с прошлого века, по сути.
В «Белтехосмотре» предлагают не столько отвязать уплату «дорожного налога» от техосмотра, сколько — саму процедуру по выдаче разрешения на участие в дорожном движении от станции диагностики.
— Опыт других стран показывает, что можно переместить эти процедуры в цифровое поле.
Если нам дадут такое поручение, мы можем при соответствующем изменении законодательства доработать нашу информационную систему и реализовать электронную регистрацию автомобилей и выдачу разрешений на сайте или даже через мобильное приложение, — говорит о возможных перспективах Юрий Ленчевский.
— Сейчас у нас практически готов новый сайт, на котором у каждого автовладельца будет личный кабинет. Там можно будет зарегистрироваться как юрлицам, так и физлицам, ввести сведения об автомобиле. У нас есть соглашение с базой ГАИ, и мы можем проверить достоверность указанных сведений.
У «Белтехосмотра» уже есть информационная система с базой автомобилей, прошедших гостехосмотр, и возможность проверить оплату пошлины. Организовать выдачу разрешений в электронном виде труда не составляет.
При необходимости возможно предусмотреть выдачу разрешения на бланке, который утвердят законодательно. В бланк будет «зашиваться» QR-код диагностической карты. Электронное разрешение с кодом высылается на почту автовладельцу.
А дальше — это уже вопрос контроля.
— Это позволит убрать наших специалистов со станций техосмотра — а их, напомню, 230 по всей стране, и на некоторых работает по два наших инженера.
Для этого потребуется еще изменить норму Минтранса, которая предписывает нахождение нашего специалиста на диагностической станции и определяет перечень выполняемых работ.
Мы уже внесли в министерство предложение об упрощении этой процедуры, в том числе предлагаем избавиться от этих лишних проверок. Если наша инициатива будет поддержана, мы эту систему организуем более грамотно и в духе времени.В Беларуси упразднят талоны к водительскому удостоверению и сертификаты о прохождении ТО
Юрий Ленчевский не видит смысла сохранять и такой пережиток времени, как наклейка на лобовое стекло.
— Мы предложили сделать ее не в форме бланка строгой отчетности, а распечатывать с сайта или из приложения на основании диагностической карты с формированием QR-кода. Это можно сделать по образцу электронного авиабилета, например. Если наше предложение будет услышано, мы готовы реализовать электронный вариант наклейки с 21-го года.
Юрий Ленчевский убежден, что переноса отметки о техосмотре быть не должно. При продаже автомобиля новый собственник должен пройти техосмотр.
— Решение о переносе отметки было принято после того, как «дорожный сбор» привязали к техосмотру. И владельцы автомобилей младше 10 лет уплачивали его сразу за два года. Мы же предлагаем следующее: отвязать выдачу разрешений от техосмотра, реализовать ее в электронном виде и вносить информацию в систему строго на оплаченный период.
При этом выдавать разрешение нужно максимум на 12 месяцев. А при смене собственника автомобиль должен повторно проходить техосмотр. Ведь не исключено, что машина может продаваться после ДТП, неправильно или плохо восстановленная.
Новый собственник должен уплатить пошлину и пройти техосмотр заново, чтобы быть уверенным, что он ездит на технически исправном автомобиле.
«Саму процедуру техосмотра нужно упростить»
Раньше все процедуры, связанные с техосмотром и выдачей разрешения на участие в дорожном движении, проходили по системе ГАИ. В начале 2000-х было принято решение возложить задачи техосмотра на Минтранс, и техосмотр передали «Белтехосмотру».
— При этом сохранились старые процедуры. Взять те же аптечки, огнетушители и знак аварийной остановки. Это все требования ПДД, которые проверяются на техосмотре, просто потому что тогда для ГАИ это было одной из форм контроля за соблюдением ПДД.
Техосмотр должен проверять исключительно техническое состояние автомобиля.
А контроль за соответствием ПДД прозрачности стекол или наклеек на кузове должен осуществляться ГАИ с привлечением к ответственности за нарушение, — уверен директор Белтехосмотра.
Наиболее распространенные неисправности, при которых автомобили не проходят ТО:
— Тормозной системы — 32% — Внешние световые приборы — 23,5% — Неисправность двигателя 8% — Элементы ходовой части — 6%
— Рулевое управление — 5%
Пока удалось добиться того, что из списка документов, предъявляемых для прохождения техосмотра, исключили медсправку. Смысла в ней не было никакого, так как нет обязанности проходить техосмотр собственнику автомобиля. В будущем планируется отменить это требование и для юрлиц.
— Мы сторонники уходить от лишних элементов и считаем, что должны сфокусировать свое внимание на исключительно техническом состоянии. Хотя, например, если говорить о новых автомобилях, то за их состояние мог бы отвечать дилер.
Ведь на плановом ТО проверяется все то же самое, что и на станции диагностики. Пока автомобиль на гарантии — его можно было бы освободить от техосмотра. Тогда для участия в дорожном движении нужно было бы только уплатить пошлину.«На одной станции машина пройдет ТО, а на другой — уже нет»
Инга Шкелер
Два года назад AUTO.TUT.BY проводил эксперимент: мы попробовали пройти техосмотр на одной и той же машине в Беларуси и в Литве. И если на белорусской станции это удалось, то в Литве машину завернули.
— Я не знаю, насколько это показательный случай, но у нас тоже можно на одной станции пройти техосмотр, а на другой не пройти. Здесь срабатывает человеческий фактор. И даже есть такая проблема: автовладельцы из одних районов едут в другие, зная, что там они гарантированно пройдут ТО.
Станции техосмотра принадлежат различным собственникам. Для них это просто бизнес. И во многом его успешность будет зависеть от того, сколько автомобилей пройдет через линию.
По мнению Юрия Ленчевского, процесс должен осуществляться по определенным требованиям и под обязательным контролем. В европейских странах техосмотром занимаются аккредитованные испытательные лаборатории. Получить разрешение сложно, потому что требования к оборудованию и персоналу очень высокие. Все эти организации строго контролируются, а в случае нарушений — закрываются.
— А у нас получается, что пять лет станции делают, что хотят. Может, кто-то думает, что мы в ответе за все, но это не так. У «Белтехосмотра» нет никаких полномочий по контролю, и повлиять на их работу других станций диагностики мы не можем.
Некоторые проходят ТО потому, что их завернули на границе
Юрий Ленчевский выступает за то, чтобы право контроля за прохождением техосмотра было не только у ГАИ.
— Большое количество владельцев поехали бы на техосмотр, если бы точно знали, что на границе их развернут. Особенно это касается польской границы. Вот литовские пограничники не пускают белорусские авто без техосмотра, и мы это видим по нашим станциям, которые там рядом расположены — Ошмяны, Островец.
Потому что многие автовладельцы возвращаются с границы и проходят техосмотр, и пошлину оплачивают. Латвийские пограничники тоже уделяют внимание автомобилям без техосмотра. Но в конце концов, это же задача наших органов контролировать техосмотр, а не литовских. Должен быть комплексный подход к контролю, нельзя ограничиваться только видеонаблюдением.
Та же транспортная инспекция может проверять юрлиц.
Юрий Ленчевский считает, что сейчас ситуацию просто запустили. ГАИ устранилась от контроля за прохождением техосмотра как за незначительным нарушением, не сильно влияющим на аварийность. В прошлом году была проведена лишь одна декада «Техосмотр» по указанию руководства ГАИ МВД.
— Тогда даже нас попросили оперативно подключиться и принять участие. До этого неоднократно обращались с подобными просьбами, но нам отвечали, что это не первоочередная задача. В августе же решили устроить проверку. За этот период мы отметили значительный всплеск обратившихся за техосмотром. И потом — снова затишье.
Нужно ли и как пройти техосмотр в РБ на своем авто в 2020? Перечень аптечки
27 янв 2020г.
1700
Техосмотр авто в 2020 году – остается первой мерой, с помощью которой обеспечивается полноценный контроль состояния автомобилей на дорогах.
Если транспортное средство не соответствует требованиям «Белтехосмотра», оно не проходит ТО и не допускается к движению по дорогам общего пользования.
Таким образом, увеличивается безопасность дорожного движения, так как в транспортном потоке нет неисправных автомобилей.
Ниже мы выясним нужен ли техосмотр авто, какие транспортные средства должны его проходить и какая периодичность предусмотрена законом
1. Легковых коммерческий транспорт
Подразумеваются автомобили используемые для коммерческих перевозок грузов и пассажиров. Они обязаны проходить техосмотр раз в 6 месяцев.
2. Легковые автомобили выпущенные более 10 лет назад
Прохождение техосмотра авто в этом случае необходимо раз в 12 месяцев. Год выпуска транспортного средства входит в 10 лет.
3. Легковые автомобили не старше 10 лет
Срок проверки – раз в 24 месяца.
Помните: техосмотр после покупки авто также обязателен.
Сколько стоит техосмотр авто в РБ
Цена услуги варьируется в зависимости от станции, на которой вы проходите обслуживание.
Цена складывается из нескольких пунктов:
- средний чек самого техосмотра – 20 рублей;
- цена сертификата – 0,3 базовые;
- налог. Сумма варьируется от 3 до 20 базовых величин в зависимости от вида транспортного средства. Для легковых: массой до 1,5 тонн – 3 базовые; массой до 1,5-2 тонны – 6 базовых.
Также помните, может потребоваться устранение неисправностей для прохождения техосмотра, тогда общая цена вырастет соответственно стоимости ремонта.
Алгоритм прохождения ТО
- Оплатить государственную пошлину.
- Предоставить документы в окно приема для внесения информации о владельце или его представителе и транспортном средстве в базу. Не забудьте взять с собой чек об оплате пошлины.
- Оплатите услуги станции диагностики: на месте или через ЕРИП.
- Пройдите техосмотр на диагностической линии.
- Вам выдадут диагностическую карту с результатами осмотра.
- Остается пройти сверку агрегатов и всех характеристик авто.
Последний этап техосмотра легкового авто – получение разрешения на участие в дорожном движении: наклейка на лобовое стекло и отметка в диагностической карте.
Сроки техосмотра авто зависят от состояния транспортного средства. Если вы качественно подготовитесь к ТО, то пройдете его за один день и получите допуск к движению по дорогам общего пользования. Если будут выявлены неисправности, придется проходить техосмотр повторно после ремонта.
Как подготовится к техосмотру
Первичные меры для прохождения ТО:
- Помойте машину перед поездкой на диагностическую станцию.
- Проверьте все патрубки на предмет протечек технических жидкостей, если они есть, устраните.
- Долейте омывающую жидкость в бачок стеклоомывателя.
- Закрепите аккумулятор любым способом, требований к методу фиксации нет.
- Оцените состояние глушителя.
Также проверьте:
- состояние огнетушителя: срок годности;
- аптечку, наличие и срок годности вложенных в нее средств первой помощи;
- знак аварийной остановки.
Полный перечень автомобильной аптечки для прохождения техосмотра в Беларуси 2020:
- аммония раствор 10% — 1 мл №10 — 1 упаковка;
- йода спиртовой раствор 5% — 10 мл или 5% — 1 мл №10;
- бинты нестерильные: 5 м х 5 см и 5 м х 10 см — по 2 упаковки;
- бинт стерильный 5 м х 10 см;
- бинт медицинский эластичный нестерильный трубчатый №1, 3 или 6;
- вата гигроскопическая 50 г;
- жгут кровоостанавливающий Эсмарха;
- лейкопластырь бактерицидный: 2,5х7,2 см — 3 упаковки, 4х10 см (6х10 см) — 1 упаковка;
- лейкопластырь катушечный 1х500 см (2х500 см);
- ножницы тупоконечные длинной не менее 13 см;
- пакет гипотермический охлаждающий;
- салфетка стерильная размером не менее 10 х 10 см №1 — 4 упаковки.
Если вам нужна помощь в предварительной диагностике, приезжайте в Car City. Наши специалисты оценят состояние автомобиля перед техосмотром. Телефон для записи на обслуживание в нашем сервисе +375293592714.
Техосмотр в Беларуси
Техосмотром называется перечень контрольно-диагностических процедур, проводимых в соответствии с действующим дорожным законодательством и направленных на контроль исправности транспортных средств. Процедура предусматривает проверку наличия и действительности документов, перечень которых утвержден законодательно.
Основная цель – исключить возможность появления на дороге автомобилей с неисправностями, угрожающими безопасности движения, а также имеющих юридические проблемы (угнанных, с перебитыми номерами и т. п.).
Стоимость техосмотра
Цена процедуры варьируется в зависимости от типа транспорта, вида топлива (бензин или дизель), и от конкретной диагностической станции. В Минске стоимость техосмотра находится в пределах от 18,5 до 27 рублей. Что касается областных центров, то цена составляет:
Брест и область | от 23 руб. |
Витебск и область | от 21,5 руб. |
Гродно и область | от 18 руб. |
Могилев и область | от 18 руб. |
Гомель и область | от 23 руб. |
К этой сумме необходимо добавить стоимость свидетельства, наклеиваемого на лобовое стекло автомобиля (0,3 базовой величины). Наиболее затратная часть приходится на госпошлину для допуска к участию в дорожном движении (так называемый «транспортный налог»). Квитанция об ее уплате входит в число обязательных документов, предъявляемых на станции диагностики, и без нее нельзя пройти техосмотр.
Оплата техосмотра
Оплата услуг диагностической станции осуществляется непосредственно на месте, через кассу данной организации. Принимаются наличные деньги, а возможность совершения платежа с использованием банковской карты следует уточнить заранее (терминалы могут иметься не на всех станциях).
Как оплатить техосмотр через ЕРИП?
Данная возможность в настоящее время отсутствует. Через ЕРИП можно оплатить только транспортный налог. Для этого нужно:
- выбрать в дереве услуг раздел «Прочие платежи» – «Белтехосмотр» – «Госпошлина и разрешение»;
- указать номер регистрационного свидетельства на ТС (например, МАА654321);
- проверить правильность реквизитов автомобиля (система показывает марку и модель, некоторые символы государственного регистрационного номера, а также год выпуска);
- ввести ФИО и сумму;
- совершить платеж.
Дорожный сбор также можно оплатить через банк, инфокиоск, платежный терминал, а также через любое финансово-кредитное учреждение, подключенное к ЕРИП.
Прохождение техосмотра
Пройти техосмотр можно на любой белорусской диагностической станции, независимо от места регистрации автомобиля. Периодичность процедуры зависит от возраста и специфики эксплуатации:
- раз в полгода – для транспортных средств, эксплуатируемых для коммерческой перевозки грузов и людей;
- раз в год – для машин в возрасте старше 10 лет;
- раз в два года – для машин в возрасте от 2 до 10 лет.
Проходить не нужно, если с момента выпуска прошло менее 2 лет. После покупки подержанного автомобиля следует пройти техосмотр в течение 10 суток с момента регистрации.
Документы для прохождения
Неотъемлемой частью техосмотра является документальная проверка. Для ее прохождения необходимо предъявить:
- водительские права с талоном предупреждений;
- регистрационное свидетельство на ТС;
- квитанцию об оплате;
- квитанцию о внесении транспортного налога;
- страховой полис;
- действующую медицинскую справку.
Если транспортное средство оснащено газобаллонным оборудованием, требуется дополнительно предъявить документ, свидетельствующий о его исправности.
Что проверяют на техосмотре
На диагностической станции проверяют состояние узлов и агрегатов, исправность которых влияет на безопасность движения, а также оценивают внешний вид транспортного средства (вмятины на кузове, трещины на стекле и т. п. недопустимы). Особое внимание уделяется:
- общему состоянию подвески;
- работе внешних световых приборов (стоп-сигналы, фонари заднего хода, противотуманки – при их наличии, ближний и дальний свет, габариты, указатели поворотов);
- состоянию тормозной и рулевой систем;
- составу выхлопных газов (содержание вредных веществ лимитировано);
- герметичности агрегатов и систем, в которых циркулируют эксплуатационные жидкости.
Контролируется светопропускаемость стекол, исправность стеклоочистителей, степень изношенности протектора, и пр. При обнаружении неполадок предоставляется 20 дней на их устранение. Дополнительно проверяется укомплектованность автомобиля аптечкой (содержимое не должно быть просрочено), огнетушителем и знаком аварийной остановки.
Обязательно ли клеить наклейку техосмотра
Стоимость наклейки оплачивается вместе с услугой техосмотра, она предназначена для размещения в правом нижнем углу лобового стекла. Наклеивать ее не обязательно, санкции за это не предусмотрены. Но наличие наклейки помогает инспекторам ГАИ дистанционно определить, что автомобиль прошел техосмотр. Это избавит от лишних остановок для проверки документов.
Как перенести техосмотр
При смене владельца можно перенести отметку о гостехосмотре в сертификат, выданный новому владельцу, если срок посещения станции диагностики еще не наступил. Для этого нужно обратиться на любую станцию «Белтехосмотра».
Услуга является платной, ее можно оплатить через ЕРИП в разделе «Прочие платежи» – «Белтехосмотр» – «Услуга (перенос отметки)». Введите номер регистрационного свидетельства на автомобиль, и совершите платеж. В данный момент стоимость услуги составляет 8,58 руб.
Правила прохождения техосмотра в Беларуси
Одним из обязательных условий участия транспортных средств в дорожном движении является своевременное прохождение техосмотра. За его отсутствие автомобилисту приходится уплачивать штраф. Чтобы этого не случилось, нужно вовремя отправлять авто на диагностическую станцую. В статье изложено, как проходит техосмотр в Беларуси, какие нужны для этого документы и сколько придется заплатить.
Для чего осуществляется процедура техосмотра
Технический осмотр транспортного средства позволяет определить его пригодность для участия в дорожном движении. В автомобиле проверяется:
- работоспособность осветительных приборов, щеток для очистки стекол, звукового сигнала;
- стояночный тормоз – ручник (удерживает ли он машину);
- колеса, в том числе степень износа шин;
- кузов, стекла – их целостность;
- руль;
- тормоза передние и задние;
- выхлопные газы;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.
Если напротив каждого из этих пунктов можно поставить «+», значит, авто безопасно для участия в дорожном движении. Исправный автомобиль – это конечная цель его технической диагностики.
Если машина не проходит техосмотр по причине неисправности одного или нескольких элементов, значит, она представляет опасность как для ее владельца, так и для остальных участников дорожного движения.
На таком авто ездить нельзя.
Своевременное прохождение техосмотра в Беларуси – один из первых обязательных пунктов, который должен выполнить каждый владелец автомобиля. В противном случае он будет наказан штрафом. Но самое опасное, что неисправное авто может создать аварийную обстановку при участии в дорожном движении.
Когда проходить
Техосмотр в Беларуси проводится ежегодно или 1 раз в 2 года. Частота технической диагностики авто зависит от его возраста. Если машина старше 10 лет, техосмотр нужно проходить каждый год. «Молодой» автомобиль проходит обязательную диагностику 1 раз за 2 года. Но автовладелец должен учитывать некоторые моменты:
- Когда вновь приобретенное авто ставится на учет в государственной автомобильной инспекции (ГАИ), на прохождение техосмотра отводится 10 дней. При этом год выпуска и класс транспортного средства не учитывается для установки срока.
- Новые автомобили проходят обязательную диагностику раз в 2 года. Но при этом оплата за техосмотр производится в двойном размере, учитывая все 24 месяца.
Документы
Прежде чем отправиться на станцию диагностики, следует подготовить необходимые документы. Что это за документация?
- Водительское удостоверение вместе с талоном. Техосмотр в Беларуси не обязательно должен проходить владелец авто. Это может быть другой человек, у которого есть белорусские права, талон и действующая медсправка. Главное, чтобы хозяин машины не забыл собрать и передать необходимые для технической диагностики документы.
- Техпаспорт транспортного средства.
- Страховка.
- Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством установленной формы.
- Квитанции об оплате госпошлины за диагностику и уплате дорожного налога.
За что и сколько платить
На оплату за техническую диагностику автомобиля оказывают влияние такие факторы, как год его выпуска, класс, технические характеристики, тип кузова. Правила прохождения техосмотра в Беларуси включают обязательное внесение госпошлины тремя платежами.
- За проведение ТО авто. Для лекговушек с дизельным, бензиновым или газовым двигателем сумма составит порядка 19 BYN (это примерно 600 российских рублей)
- Плата за проверку всех документов – 6.90 BYN (220 рос. руб.). Сумма поступает на счет «Белтехосмотр» (УП).
- Непосредственно за выдачу наклейки на лобовое стекло, которая будет подтверждать прохождение техосмотра. Эта так называемый дорожный налог. Сумма будет варьироваться от 3 до 11 белорусских рублей (или от 95 до 350 рос. руб.) в зависимости от возраста, веса, класса авто.
Это больная тема для многих автомобилистов. С того момента, как правительство установило обязательную уплату дорожного налога, техосмотр в Беларуси стал «непопулярным». Ежегодно сотрудники ГАИ штрафуют десятки тысяч автомобилистов за отсутствие отметки о прохождении ТО.
И дело не в технически плохом состоянии транспортных средств. Просто таким образом водители экономят. Многие признаются, что им выгодней несколько раз заплатить штраф, чем внести всю сумму налога. Кстати, штраф за техосмотр в Беларуси, а точнее его отсутствие, составляет от 2 BYN (около 64 рос. руб.).
При повторном нарушении в течение одного года – 5 BYN (примерно 160 рос. руб.).
Чтобы автовладелец мог вычислить необходимую для оплаты сумму налога, ему нужно знать массу своего авто.
- 1,5-2 тонны – 6 BYN.
- 2-3 тонны – 7 BYN.
- Свыше 3 тонн – 11 BYN.
Это цифры, установлены для легковушек, которые находятся во владении физических лиц. ИП и юридические лица платят больше – 7-14 BYN (легковое авто) и 12-25 BYN (грузовики).
За мотоцикл вносится 2 BYN.
Когда пройти техосмотр невозможно
Техосмотр в Беларуси, требования к которому излагаются в этой статье, является обязательным. Но существует ряд позиций, при которых у легковушки нет шансов получить заветную наклейку на стекло.
- Рисунки на кузове. Их придется удалить для успешного прохождения ТО. Они допустимы только в случае, когда автомобиль принадлежит юридическому лицу. Но такие наклейки должны соответствовать определенным требованиям и быть уместными.
- Аэрография. Любые изображения на капоте, кузове недопустимы. По белорусским законам 30 % кузова авто может иметь окраску, отличающуюся от цвета, указанного в его техпаспорте. Такую возможность предусмотрели на законодательно уровне, чтобы облегчить автомобилистам восстановление машины после аварий. Допустим, при ДТП повредили крыло легковушки. Можно поставить новое без учета основного цвета авто. Но это должен быть только один элемент и его сочетание с основным цветом машины не должно воспроизводить окраску служебных ТС (ГАИ, МЧС). Например, красную легковушку не разрешается «украшать» белым крылом.
- Если на автомобиле установлены дополнительные источники света. Согласно белорусскому законодательству, авто может иметь дальний, ближний свет, габариты, противотуманки. Все остальное попросят убрать.
Переделанное авто
Многие хотят сделать свою «ласточку» неповторимой. Автовладельцы всячески «украшают» и переделывают ее под свой вкус. Такое авто заметно выделяется среди других транспортных средств и радует своего хозяина.
Но можно ли «улучшенный» автомобиль пригонять на станцию технической диагностики? Выясним, как переделанное авто может пройти техосмотр в Беларуси.
Правила дорожного движения и специалисты в области автодиагностики поясняют некоторые моменты.
- Заниженная подвеска. Техосмотр лифтованный автомобиль пройдет, если не будет вопросов по другим его элементам и в переделанной подвеске будут отсутствовать следы сварки, все болты останутся стоять на местах, а амортизаторы не покажут подтекания.
- Светодиоды. Их можно ставить и успешно проходить ТО.
- Ксенон. Если он правильно установлен, то вопросов к авто не возникнет. Но специалисты по диагностике откроют капот и проверят, имеет ли ксеноновая фара маркировку. Если на ней будет указано, что газоразрядный источник света допустим, то проблем не возникнет. В противном случае техосмотр можно не пройти.
- Руль, педали. Руль менять можно, но он должен иметь демпер безопасности, который при ударе защищает водителя. Педали же в обязательном порядке должны иметь накладки, которые не позволяют подошвам проскальзывать.
- Ремни, сиденья. Если новые ремни будут без признаков надрывов, а замки не станут самопроизвольно открываться, то вопросов не возникнет. Новое сиденье следует идеально прикрутить. В нем должен хорошо работать механизм «вперед-назад». Если стул будет шататься, то наклейку о прохождении ТО не выдадут.
- Новый мотор. Можно менять сколько угодно. Главное, чтобы он попадал в экологические нормы.
- Глушитель. Специалистов по диагностике не интересует, какой глушитель стоит на авто. Главное, чтобы он был целостным и соответствовал нормам по выхлопам и шуму.
Нововведения 2018 года
При смене владельца авто необходимо прохождение нового техосмотра. В Беларуси новые требования в данной части начали действовать с января 2018 года. Изменения затронули случаи переноса отметки о прохождении ТО. Данная процедура совершается в следующих ситуациях:
- При внесении изменений в техпаспорт.
- В случае предоставления дубликата техпаспорта.
- При выдаче нового сертификата, содержащего отметку о прохождении ТО.
- В случае смены владельца авто в период действия документа, разрешающего транспортному средству участвовать в дорожном движении.
По новым правилам, при покупке машины и постановке ее на учет в ГАИ владелец может обратиться на станцию диагностики, чтобы перенести отметку о действующем техосмотре в новый сертификат.
Фотофиксация техосмотра
Это еще одно нововведение, обеспечивающее своевременное прохождение техосмотра в Беларуси. 2018 год можно смело назвать годом перемен в области технической диагностики автомобилей. Правительству удалось решить проблему непрохождения ТО и уклонения автомобилистов от уплаты дорожного налога.
Для этого придумана схема выявления нарушителей: фотофиксаторы скорости и специальная база, где можно в один клик проверить ТО любого авто. Чтобы отлавливать неплательщиков дорожного налога и выявлять случаи непрохождения техосмотра, нужно внести соответствующие изменения в Кодекс в раздел административных правонарушений.
После этого электронную базу по проверке ТО можно запускать в действие, а нарушителей наказывать по закону.
Советы
Чтобы с первого раза пройти ТО, следует прислушаться к рекомендациям специалистов:
- Перед тем как ехать на диагностическую станцию, нужно помыть автомобиль.
- Проверить исправность стояночного тормоза, всех стеклоочистителей, световых приборов и работоспособность звукового сигнала.
- Прихватить с собой запасной комплект лампочек, предохранителей.
- Проверить наличие огнетушителя, знака аварийной остановки и дорожной аптечки (она должна быть укомплектована необходимыми лекарствами с не истекшим сроком годности).
Проверка авто по данным пунктам позволит избежать денежных трат и сэкономит время.
Где в Минске можно пройти техосмотр
Поставить машину на учет или снять с учета можно только в двух минских отделениях ГАИ – в Малиновке и на Ждановичах. С техосмотром все намного проще. Услуги по диагностике технического состояния транспортных средств оказывают десятки станций техобслуживания.
В каждом районе Минска найдется такая станция. Нужно только выбрать удобный вариант, собрать необходимые документы, проверить машину — и можно получать новый или продлевать действующий техосмотр. В Беларуси в 2018 году стало возможным избегать ненужных затрат, связанных с постоянной диагностикой авто при смене его владельца, что не может не радовать автомобилистов.